Второй этап — интегральные роботы

Необходимость исследования систем искусственного интеллекта при их функционировании в реальном мире привела к постановке задачи создания интегральных роботов. При разработке проектов таких роботов использование термина "искусственный интеллект" стало звучать более обоснованно, так как в них решались не отдельные задачи ИИ, а исследовался и реализовывался необходимый спектр "интеллектуальных" функций, таких, как организация целенаправленного поведения, восприятие информации о внешней среде, формирование действий, обучение, общение с человеком и другими роботами.

Для формирования целенаправленного поведения, т.е. программы решения некоторой внешней по отношению к роботу задачи, он должен обладать необходимым комплексом знаний об окружающем мире и среде функционирования. Эти знания должны быть заложены в робота в виде модели проблемной среды, т.е. той части внешнего мира, которая существенна для решения задач, ставящихся перед роботом.

Проведение работ, связанных с созданием интегральных роботов, можно считать вторым этапом исследований по искусственному интеллекту.

В нескольких научно-исследовательских институтах были разработаны экспериментальные роботы, функционирующие в лабораторных условиях. Проведение экспериментов в реальных условиях показало необходимость кардинального пересмотра вопросов, связанных с проблемой представления знаний о среде функционирования; и недостаточную исследованность таких проблем, как зрительное восприятие, построение сложных планов поведения в динамических средах, общение с роботами на естественном языке и т.д.