Что такое интеллект?

Психологи обычно с большой осторожностью подходят к вопросу об определении понятия интеллекта. Как заметил один из них, единственное непротиворечивое определение состоит в следующем: «Интеллект — это то, что оценивается в интеллектуальных тестах». Некоторые исследователи, работающие в области искусственного интеллекта, пошли именно по этому пути, составив программы для решения задач типа тех, которые предлагаются в тестах по проверке уровня интеллектуальности.

Однако предпочтительнее было бы иметь более общее определение. Интеллект иногда определяют как способность правильно реагировать на новую ситуацию. С таким определением хорошо согласуются и результаты некоторых экспериментов по оценке «уровня интеллектуальности» животных. Предположим, что обезьяна находится в комнате, где с потолка свисает гроздь бананов; однако они расположены слишком высоко, чтобы обезьяна могла их достать с пола. Но в комнате имеется коробка, подставив которую под бананы и взобравшись на нее, обезьяна могла бы дотянуться до лакомства. Если обезьяна действительно проделывает эту операцию и срывает гроздь бананов, то тем самым она проявляет способность думать, т. е. интеллект. Перед обезьяной ставили и более сложную задачу: используя палку или, соединяя две палки вместе, она должна была «выудить» фрукты с большого расстояния. Тип «интеллекта», проявляющийся в подобных опытах, близок к нашему интуитивному определению этого понятия, однако такое определение не вполне объективно.

Чтобы установить, что данная ситуация является «новой» в точном смысле слова, необходимо субъективное суждение. Например, перед карманным калькулятором поставлена задача перемножить два числа; если эти числа велики и не относятся к хорошо известным числам типа приближенного значения числа «пи» или числа дюймов в миле, то вполне возможно, что такая задача будет совершенно новой для калькулятора, ибо он никогда прежде не сталкивался с перемножением таких чисел. Тем не менее, нам обычно не приходит в голову считать его «разумным» на том основании, что он правильно реагирует в новой ситуации. «Новизна» этой ситуации совсем иная, чем в случае обезьяны и бананов, но это отличие трудно сформулировать точно.

Попытка определить понятие «интеллект» равносильна попытке дать определение мышлению при ответе на вопрос «могут ли машины мыслить?». Можно сказать, что сама проблема искусственного интеллекта и есть не что иное, как попытка ответить на этот вопрос. То обстоятельство, что сегодня мы вряд ли могли бы рассматривать микрокалькулятор как «интеллектуальное» или «мыслящее» устройство, свидетельствует именно о том, что любая попытка создать интеллектуальную или думающую машину автоматически подразумевает самоотрицание. Сам факт, что машина обладает некоторым типом поведения, заставляет людей говорить: «Это не то, что мы подразумеваем под мышлением, ибо мы понимаем, как машина может это делать». Пока разработка искусственного интеллекта не достигнет своей высшей цели — дублирования каждого аспекта человеческого интеллекта (что, по-видимому, неосуществимо в обозримом будущем), ему обязательно будет присуще такое самоотрицание. Как обречена на провал попытка человека дойти до места, где «начинается» радуга, так и маловероятно достижение этой цели при создании искусственного интеллекта. Впрочем, поиски будут небесплодны — они обогатят нас новыми знаниями. Несколько поколений назад люди, несомненно, сочли бы карманный калькулятор «интеллектуальным», а сегодня для такой оценки от машины требуется гораздо большее.

Поэтому искусственный интеллект — это область исследований, направленных на то, чтобы заставить машины выполнять функции, которые в настоящее время для них слишком трудны, и особенно такие функции, которые способны выполнять люди. Слова «в настоящее время... трудны» говорят о том, что подобное определение должно быть «скользящим», т. е. меняться со временем, точно так же как изменяется наше представление о «думающей машине» по мере развития техники. Поскольку эта проблема искусственного интеллекта, по существу, беспредельна и она привлекла к себе многих способных людей, ее по праву считают «передним краем» разработок в области вычислительной техники.

Приведем еще три толкования, которые подчеркивают некоторые теоретические и практические особенности Искусственного интеллекта.

«Искусственный интеллект — это наука о концепциях, позволяющих вычислительным машинам делать такие вещи, которые у людей выглядят разумными. Центральные задачи искусственного интеллекта состоят в том, чтобы сделать вычислительные машины более полезными и понять принципы, лежащие в основе интеллекта. У нас нет горячего желания копировать человеческий интеллект, как нет и предубеждений против применения методов, которые, по-видимому, используются в интеллекте человека. Общий результат состоит в формировании общей точки зрения, которая привносит новую методологию и ведет к созданию новых теорий. Иначе говоря, методология, используемая, чтобы сделать разумные машины, может быть, видимо, применена и для того, чтобы сделать разумнее самих людей». [Уинстон, 1980].
«Искусственный интеллект ставит перед собой серьезную задачу построения теории интеллекта, базирующейся на обработке информации. Если бы такую теорию интеллекта можно было создать, то с ее помощью можно было бы направленно вести разработку интеллектуальных машин. Кроме того, можно было бы прояснить детали интеллектуального поведения, проявляющиеся у людей и животных». [Нильсон, 1985].
«Какова цель искусственного разума? По нашему мнению, эта цель состоит в создании таких программ для вычислительных машин, поведение которых мы бы назвали «разумным», если бы обнаружили его у людей» [Э. Фейгенбаум, Дж. Фельдман].