Учебный курс "Интеллектуальные системы" > Практика > Лабораторные работы
it-claim.ru

GA-2: Обучение нейронной сети с помощью генетических алгоритмов

Краткое описание
Разработка компьютерной программы, которая обучает искусственный нейрон распознавать изображения с помощью генетических алгоритмов.
1. Цель работы
Изучить принципы работы и алгоритм обучения простейших искусственных нейронных сетей (НС).

2.

Порядок выполнения работы

3.1

Требования к исходным данным и функциональности компьютерной программы

  • В программе должна быть реализована возможность задания обучающей выборки из внешних файлов изображений
  • Изображения должны быть черно-белыми (bitmap) и размером не менее 16 (4x4) пикселей.
  • Программа должна иметь два режима работы: обучения и распознавания.
  • Обучение НС должно производиться с помощью генетического алгоритма .
3.2 На экранной форме режима обучения должны отображаться:
  • элементы обучающей выборки (изображения)
  • правильные варианты элементов обучающей выборки
  • текущие (итоговые) веса нейронов и значение порога активационной функции
  • размер ошибки, при котором обучение нейрона завершается
  • режим обучения должен иметь два варианта работы:
    • пошаговый - на экране должны отображаться все представители (хромосомы) одного поколения до и после применения каждого оператора (скрещивания, селекции, редукции и мутации).
    • циклический - на экране должны отражаться только агрегированные данные по каждому поколению и итоговый набор хромосом.
3.3

На экранной форме режима распознавания должны отображаться:

  • распознаваемое изображение (должно выбираться из всего множества)
  • результат распознавания
  • веса нейронов и значение порога активационной функции
  • значения выхода нейрона
4.1

Рекомендации по реализации алгоритма обучения

  • В качестве хромосомы ГА можно представлять (кодировать) набор весов нейрона - каждому гену (набору генов) соответствуют числа после запятой. Например, если вес входа нейрона равен 0.3, то гену (набору генов) будет соответствовать 0011.
  • Под качеством хромосомы можно понимать суммарную ошибку обучающей выборки, которая в ходе обучения с каждым новым поколением должна уменьшаться до фиксированного значения (демонстрируя сходимость алгоритма).
  • При реализации алгоритма скрещивания хромосом рекомендуется использовать бинарное представление, т.к. создать генофонд (первоначальный набор всех возможных генов) из всех возможных значений весов затруднительно. Например, если веса 0.3 и 0.4 закодированы в виде набора генов 0011 и 0100, то при скрещивании в зависимости от точки раздела можно получить значения 0000 (0) и 0111 (0,7) или 0110 (0.6) и 0101 (0.5). Если же обмениваться значениями 0.3 и 0.4 целиком, то варианты новых весов появляться не будут.
4.2 Рекомендации по реализации функций распознавания
  • Для задания различной размерности распознаваемых изображений можно пользоваться одним типо-размером с максимальной разрешающей способностью, но при этом считывать только часть пикселей (например, от верхнего левого угла).
  • Для решения задач обучения двухмерное изображение N*M можно преобразовывать в одномерный вектор (массив) размерностью K=N*M.
  • При распознавании цветных изображений (RGB) каждому пикселю соответствует 3-х байтовая последовательность (24 входа).
5.

Содержание отчета

  • Название и цель работы
  • Задание, краткое описание предметной области и выбранной задачи
  • Блок-схема алгоритмов обучения и распознавания
  • Протоколы проведенных экспериментов (5+), представленные в форме таблиц и графиков (допускаются скриншоты в случае программной реализации эту функциональности)
  • Выводы и рекомендации по использованию ГА для обучения НС.
Консультация в форуме  
Лабораторные работы
(старая версия)
Практические упражнения
Требования к оформлению электронных отчетов  
Учебный проект в области ИИ
Дополнительные лабораторные работы
GA-1: Решение оптимизационных задач с помощью генетических алгоритмов
GA-3: Сравнение ГА с другими методами поиска решения
GA-4: Решение задачи коммивояжера с помощью ГА
GA-5: Исследование генетических операторов
По согласованию можно выполнить лабораторные работы, представленные в учебном пособии [Гладков, 2004].
NN-1: Распознавание изображений с помощью персептрона
NN-2: Распознавание изображений на базе НС обратного распространения
NN-3: Распознавание звуков (букв, слогов, слов, неречевых звуков) с помощью НС
NN-4: Кластеризация текстовых или фактографических данных с помощью сети Кохонена (SOM)
NN-5: Реализация различных нейросетевых парадигм для решения различных задач
Дополнительная функциональность
Графическая визуализация результатов обучения 1+
Обучение многослойной НС 1+
Сравнение эффективности работы различных ГА 1+

 

 

 

© НОК CLAIM. Замечания, вопросы и сведения об ошибках просим сообщать в форуме или присылать администратору сайта.
OZON.ru Rambler's Top100 Раздел создан при поддержке гранта Благотворительного фонда В.Потанина