к.т.н., доцент каф. СОИУ МГТУ им. Н.Э.Баумана
А.Ю. Филиппович
Использование ситуационных центров в сфере образования
В настоящее время во всем мире большое внимания уделяется вопросам изменения и совершенствования системы образования. Одними из ключевых направлений являются повышение качества управления сферой образования, оперативное реагирование на изменения потребности в специалистах и внедрение новых форм обучения. Для эффективного решения задач в указанных направлениях требуется использование самых современных информационных технологий.
Ситуационный центр (СЦ) представляет собой совокупность программно-технических средств, научно-математических методов и инженерных решений для автоматизации процессов отображения, моделирования, анализа ситуаций и управления [2]. Использование СЦ целесообразно для управления сложными организационно-техническими системами и решения сложных задач, требующих анализа большого количества взаимосвязанных и часто неполных данных. Использование СЦ в сфере образования может иметь следующие основные формы:
— Обучающий СЦ, предназначенный для обучения и тренировки оперативного состава и обслуживающего персонала СЦ. В качестве примера можно привести ситуационные центры Российского государственного гуманитарного университета, Жуковского Авиационного Техникума им. В.А. Казакова и др. Кроме того, действующие ситуационные центры могут использоваться “в холостом” режиме для обучения специалистов [3].
— Центр стратегического управления образовательным учреждением, который представляет собой центральную, с точки зрения управления, компоненту вузовской ERP-системы (АСУ ВУЗ). В качестве примера можно привести интегрированную автоматизированную информационную систему управления “Университет” компании Редлаб и ее модуль СППР, построенного на SAP BI технологиях BW и SEM. Конечно, в большинстве случаев назвать систему класса BI ситуационным центром можно с большой натяжкой, однако такое понимание СЦ широко распространено во многих отечественных IT-компаниях [4].
— Учебно-отраслевой СЦ. Одной из современных тенденций в области образования является полная передача специализированных отраслевых учебных учреждений под контроль соответствующих министерств и ведомств. В связи с этим обеспечение кадрами (обучение, повышение квалификации, переподготовка и т.д.) всей отрасли становится их ключевой задачей.
Перспективным и эффективным является внедрение процессов управления образованием и его стратегического планирования в существующие (или создаваемые) СЦ министерств. Необходимость в такой интеграции четко прослеживается для Минобороны, МЧС, МПС, МЭРТ и др., а описание возможностей интеграции на примере полиграфической отрасли представлено в [1].
— СЦ в рамках Министерства образования и науки. В настоящее время ситуационные центры, относящиеся к этой категории, только проектируются или находятся в стадии исследования и экспериментального использования отдельных компонент. Планируемые СЦ призваны обеспечить новое качество управления сферой образования за счет использования самых современных информационных технологий.
Рассмотрим некоторые из этих СЦ подробнее. Следует заранее оговориться, что все названия СЦ — примерные, а выделение и разбиение функциональности достаточно условны.
Федеральный центр ситуационного анализа (ФЦСА). Основные направления деятельности СЦ: моделирование вероятных ситуаций, прогноз и формирование сценариев их развития, многовариантное стратегическое планирование и поддержка принятия решений. Предполагается, что СЦ будет взаимодействовать с системами учета трудоустройства выпускников образовательных учреждений (например, АСУ ВУЗ) и специализированными системами, используемыми в Минобрнауки и Минтруда РФ, а также с информационной системой управления сферой образования по ключевым показателям деятельности.
Информационно-аналитическая система управления сферой образования по ключевым показателям деятельности. Основные направления деятельности СЦ: планирование показателей, мониторинг деятельности в сфере управления образованием, аналитика, управленческий учет и отчетность, корректировка отклонений. Система, наряду с ФЦСА, может быть использована для стратегического и оперативного управления отраслью. Предполагается, что СЦ будет взаимодействовать со всеми иными информационными системами Минобрнауки и получать данные от региональных и вузовских источников данных.
Помимо центрального (федерального) СЦ, предполагается также создать сеть региональных СЦ. Они предназначены для снижения риска управленческих ошибок, повышения эффективности принимаемых решений по управлению образованием в регионе, увеличения производительности труда сотрудников органов управления образованием в регионах.
В задачи СЦ входят мониторинг образовательных учреждений региона (финансовое обеспечение, кадровое обеспечение, учащиеся, библиотеки, информатизация и т.д.); организация административного документооборота; контроль исполнения принятых решений; взаимодействие с региональными информационно-аналитическими системами органов государственной власти региона (СЦ, создаваемых в рамках ФЦП "Электронная Россия”).
СЦ мониторинга сферы образования. СЦ можно условно разделить на две подсистемы: информационную системы мониторинга и статистики, и аналитическую информационную систему для мониторинга процессов социального обеспечения в сфере образования. Назначение первой подсистемы — сбор актуальных данных об образовательной деятельности на местах и передача их в систему управления отраслью по ключевым стратегическим показателям, а также в информационные системы комплекса государственной статистики.
Вторая подсистема является аналитическим инструментом поддержки принятия решений в сфере социального обеспечения сотрудников образования. Система обеспечивает сбор необходимых для анализа данных (в т.ч. в процессе взаимодействия с регистром сотрудников сферы образования и другими компонентами единой образовательной информационной системы) и представление данных в различных аналитических разрезах.
Перечисленные СЦ создаются (планируются создать) в рамках федерально-целевой программы развития единой образовательной информационной системы (ФЦП РЕОИС). Вместе они дополняют друг друга и могут служить основой для создания интегрированного ситуационного центра Минобрнауки как на федеральном, так и на региональном уровнях.
СЦ управления и развития инженерного образования (СЦ РИО). СЦ РИО предназначен для автоматизации процессов централизованного управления, развития и совершенствования инженерного образования. Одной из ключевых компонент СЦ является подсистема контроля качества содержания высшего и послевузовского профессионального инженерного образования: состав образовательных программ, учебно-методическое обеспечение, техническое оснащение и т.д.
Второй ключевой компонентой СЦ РИО является подсистема координации действий научно-педагогической общественности вузов, представителей предприятий, учреждений и организаций для обеспечения качества образования, повышения квалификации преподавательского корпуса, оценки и развития требований к компетентности, квалификации подготавливаемых специалистов, потребности со стороны производства и сферы услуг.
СЦ РИО должен обеспечить возможность интеграции ресурсов и автоматизации процессов передачи потоков информации между федеральным советом, координационными советами по областям знаний и циклам дисциплин, научно-методическими советами, учебно-методическими объединениями и входящими в них учебно-методическими советами и комиссиями.
СЦ мониторинга и координирования процессов интеграции российского инженерного образования в мировое образовательное пространство (СЦ РИО-МОП). СЦ предназначен для анализа, контроля, и моделирования процессов интеграции инженерного образования в мировое образовательное пространство (в частности, Болонский процесс). В рамках СЦ можно выделить три основные функциональные подсистемы.
Подсистема согласования предназначена для централизованного хранения, расчета и корректировки кредитных матриц регионов, инженерных вузов, специальностей и т.д. в зависимости от потребностей государства, промышленности и социально-экономической ситуации в стране.
Подсистема мониторинга предназначена для анализа ситуации развития инженерного образования в едином европейском образовательном пространстве, азиатском и тихоокеанском регионе для координации студенческой и преподавательской мобильности, а также предотвращения утечки кадров.
Подсистема развития предназначена для гармонизации процессов вхождения в европейское и мировое образовательное пространство и обеспечения непрерывного повышения качества отечественного инженерного образования. Более подробно о СЦ РИО-МОП можно узнать в [6].
СЦ РИО и СЦ РИО-МОП создаются в МГТУ им. Н.Э.Баумана при поддержке учебно-методической комиссии по специальности "Информационные технологии в образовании". СЦ РИО-МОП может рассматриваться как составная часть (международный контур) СЦ РИО или как отдельная самостоятельная система, призванная обеспечить решения ряд общих задач с помощью новых технологий, предлагаемых западными системами образования, и некоторые дополнительные задачи.
Оба СЦ строятся на базе общей архитектуры, которая включает в себя геоинформационные и экспертные системы, системы имитационного моделирования и ситуационного анализа образовательных процессов.
Рис.1. Схема укрупненной структуры СЦ.
Ключевыми задачами СЦ являются мониторинг всех необходимых данных, анализ существующей ситуации и моделирование последствий принимаемых решений. В настоящее время уже разработаны и апробированы методики взаимодействия отдельных компонент СЦ [1, 2], разработан и активно развивается портал инженерного образования (http://www.techno.edu.ru), разработаны подходы к обучению [3] и конкретные образовательные программы специалистов для работы в СЦ [5], ведутся работы по созданию ситуационных моделей образовательных процессов и единых интерфейсов взаимодействия с ERP-системой для вузов ИАИСУ "Университет".
Литература:
1. Филиппович А.Ю. |
Филиппович А.Ю. Интеграция систем ситуационного, имитационного и экспертного моделирования. – М.: Изд-во "ООО Эликс+", 2003. – 300 с. |
2. Филиппович А.Ю. |
Филиппович А.Ю. Ситуационные центры: определения, структура и классификация. // PCWeek/RE N26(392), М., 15-21 июля 2003 г. с.21-22. |
3. Филиппович А.Ю. |
Филиппович А.Ю. Обучающие ситуационные центры. // Системный администратор. №4. Май, 2003. |
4. Наумов Евгений, Шовкун Алексей. |
Наумов Евгений, Шовкун Алексей. Создание ситуационного центра как задача системной интеграции. // Журнал "Сетевой", #9, 2004, http://www.setevoi.ru/cgi-bin/text.pl/magazines/2004/9/46. |
5. |
Разработка предложений по перечню специальностей для подготовки специалистов в области ИАИС. Отчет по НИР ФЦП “Развитие единой информационной образовательной среды 2001-2005 годы”. ИАИС-МГТУ-МГУ/2003. — 160 с. |
6. Филиппович А.Ю. |
Филиппович А.Ю. Ситуационный центр мониторинга и координирования процессов интеграции российского инженерного образования в мировое образовательное пространство. // Российско-итальянский семинар “Опыт и проблемы реализации Болонского процесса” 24-25 февраля 2005 г., МГТУ им. Н.Э.Баумана. (http://iu5.bmstu.ru/~philippovicha/). |
|