CLAIM – научно-образовательный кластер

к.т.н., доцент каф. СОИУ МГТУ им. Н.Э.Баумана
А.Ю. Филиппович

Ситуационный центр мониторинга и координирования процессов
интеграции российского инженерного образования
в мировое образовательное пространство

На сегодняшний день в России предпринимается целый ряд шагов, направленных на интеграцию отечественной системы образования в мировое образовательное пространство. Приоритетным направлением в этой области является вхождение России в Болонский процесс (европейское образовательное пространство), которое требует решения таких основных задач как создание национальной кредитной системы, обеспечение мобильности студентов и преподавателей, согласование образовательных программ и дипломов.

В МГТУ им. Н.Э.Баумана при поддержке учебно-методической комиссии по специальности "Информационные технологии в образовании" ведутся исследования и разработки, направленные на анализ складывающейся ситуации и выработку эффективных подходов к использованию новых образовательных технологий в отечественной инженерной школе.

Проведенные исследования позволили выявить несколько основных проблем и задач, для решения которых требуется использование мощных аналитических систем:

Студенческая мобильность. В Европе (на всей территории ЕС) студенческая мобильность составляет более 750 тысяч человек ежегодно. Это число, которое уже сейчас в три-четыре раза превышает численность, например, итальянской армии, постоянно увеличивается за счет вхождения новых стран восточной Европы, неравномерности распределения производственных мощностей, снижения средних цен на образование и множества других факторов.

Открытие студенческих границ мобильности в России приведет к необходимости мониторинга и контроля перемещений сотен тысяч иностранных и отечественных представителей "студенческой армии", вооруженных не только "интеллектуальным оружием", но и современными информационными технологиями.

Особого подхода требует решение вопроса студенческой мобильности на востоке нашей страны, где существует проблема ослабления образовательных и интеллектуальных ресурсов при массовой эмиграции и ассимиляции представителей азиатского и тихоокеанского региона.

Европейское и восточное образовательные пространства. Европейское образовательное пространство (Болонский процесс) в конкурентной борьбе противопоставляет себя американскому и активно развивающемуся восточному образованию. Несмотря на текущий приоритет Болонского процесса, развитие взаимодействия с организацией UMAP (Университетская мобильность в Азии и Тихоокеанском регионе) является не менее важным.

При решении вопросов контролируемой мобильности именно азиатский регион может служить основным "донором" для развития образовательных услуг в восточной части России. Кроме того, высокая сосредоточенность производственных мощностей в азиатском регионе и активное сотрудничество позволят сохранить и развивать (в отличие от Европы, где наблюдается обратная тенденция) естественнонаучную и технологическую составляющую отечественного производства и инженерного образования.

Поддержка баланса между европейским и восточным образовательными пространствами, моделирование и прогнозирование развития ситуаций являются важнейшими задачами.

Согласование кредитных весов. Для обеспечения мобильности студентов в рамках Болонского процесса, организации UMAP, университетов США используются кредитные системы оценивания ECTS (Europe Credit Transfer System\Scheme), UCTS (UMAP Credit Transfer System\Scheme), USCS (US Credit System) соответственно. Кредитный вес (кредитная оценка, емкость) дисциплины показывают ее трудоемкость и глубину изучения. Как правило, кредитные веса дисциплин согласовывают только в пределах одной специальности (направления) конкретного вуза (факультета). Такое локальное определение может оказаться неэффективным.

Например, для изучения дисциплины "Теория формальных языков" (ТФЯ) в лингвистическом университете студентам может потребоваться существенно больше затрат, чем в техническом вузе, где имеется усиленная математическая подготовка. В результате количество кредитов за ТФЯ в лингвистическом вузе дадут больше, чем в техническом.

Согласовать кредитные веса дисциплин для всей территории образовательного пространства (России) можно только централизованным способом. Эффективным механизмом разрешения этой проблемы может являться первоначальное определение базовых кредитных весов на уровне государственных образовательных стандартов (ГОС), и сопоставление каждому региону, вузу, факультету, специальности или даже преподавателю определенных коэффициентов, изменяющих базовый вес.

Всю совокупность коэффициентов можно представить в виде одномерной или многомерной "кредитной матрицы". Пример двухмерной кредитной матрицы специальностей для конкретного вуза приводится ниже.

 

ВУЗ - ХХ Сп-ть №1 Сп-ть №2 Сп-ть №N
Дис-на №1 1 1.1   0.85
Дис-на №2 1,5 1,3   1
       
Дис-на №M 0.9 1   1

Табличное представление 2-х мерной кредитной матрицы

Производственные заказы на подготовку специалистов. Кредитную систему можно использовать как механизм формирования и опосредованного отображения потребностей производства и сферы услуг. Для этого необходимо осуществлять мониторинг и выявление потребностей в специалистах, их квалификационных характеристиках и осуществлять модифицирование коэффициентов кредитных матриц.

Например, необходимо удовлетворить потребность в IT-специалистах в городе Дубне и повысить приоритетность соответствующих инженерных специальностей. Для этого, матрицы требуемых специальностей и дисциплин в указанном регионе изменяются путем увеличения локальных коэффициентов.

Конечно, одним только этим механизмом решить проблему релокации студентов и преподавателей (например, из Новосибирска в Дубну) невозможно, однако при прочих равных условиях этот подход может оказаться эффективным.

При переходе на кредитно-модульную систему обучения может потребоваться динамическое изменение кредитных матриц и моделирование последствий изменений. Оперативное выявление новых потребностей и реагирование требует использования производительных электронно-вычислительных комплексов.

Накопительные кредиты. В связи с развитием концепции непрерывного обучения (Long Life Learning), переходом на модульные технологии изучения и оплаты обучения актуальным является использование накопительных кредитных систем (Credit Accumulation System). Накопительные системы, к числу которых относятся USCS и ECA (Europe Credit Accumulation), позволяют для каждого человека формировать кредитно-профильные “паспорта”, которые отражают приобретенные пользователем знания, умения, навыки и компетенцию.

Для обеспечения централизованного хранения и изменения данных (по аналогии с результатами сдачи ЕГЭ), а также анализа существующих кредитно-профильных “паспортов” инженерных кадров и наиболее затребованных дисциплин необходимо создание специализированных хранилищ данных и аналитических систем.

Другие задачи. Помимо основных существует целый ряд дополнительных задач, которые требуют решения с помощью современных средств автоматизации: переход к двум формам аккредитации APL и APEL, контроль или выполнение отдельных функций аккредитационных агентств, создание условий для уменьшения утечки кадров, мониторинг зарубежных образовательных программ и сравнение их с отечественными, поддержка баланса между уже сложившейся национальной инженерной школой и новыми образовательными технологиями.

 

Рис.1. Схема укрупненной структуры СЦ.

 

Ситуационный центр мониторинга и координирования процессов интеграции российского инженерного образования в мировое образовательное пространство. Для мониторинга и управления за ходом развития кредитной системы и других образовательных технологий в масштабах страны должны быть созданы специализированные программно-технические комплексы, относящиеся к классу ситуационных центров (СЦ). Они должны быть оснащены мощными геоинформационными и экспертными системами, системами имитационного моделирования и ситуационного анализа образовательных процессов (рис.1.).

Ключевыми задачами СЦ являются мониторинг всех необходимых данных, анализ существующей ситуации и моделирование последствий принимаемых решений.

В настоящее время уже разработаны и апробированы методики взаимодействия отдельных компонент СЦ [1, 2], разработан и активно развивается портал инженерного образования (http://www.techno.edu.ru), разработаны подходы к обучению [3] и конкретные образовательные программы специалистов для работы в СЦ [4], ведутся работы по созданию ситуационных моделей образовательных процессов и единых интерфейсов взаимодействия с ERP-системой для вузов ИАИСУ "Университет".

 

Литература:

1. Филиппович А.Ю.

Филиппович А.Ю. Интеграция систем ситуационного, имитационного и экспертного моделирования. – М.: Изд-во "ООО Эликс+", 2003. – 300 с.

2. Филиппович А.Ю.

Филиппович А.Ю. Ситуационные центры: определения, структура и классификация. PCWeek/RE N26(392), М., 15-21 июля 2003 г. с.21-22.

3. Филиппович А.Ю.

Филиппович А.Ю. Обучающие ситуационные центры. Системный администратор. №4. Май, 2003.

4.

Разработка предложений по перечню специальностей для подготовки специалистов в области ИАИС. Отчет по НИР ФЦП “Развитие единой информационной образовательной среды 2001-2005 годы”. ИАИС-МГТУ-МГУ/2003. — 160 с.

 © НОК CLAIM, 2006-2012. Замечания, вопросы и сведения об ошибках просим сообщать в форуме или присылать администратору сайта.

OZON.ru Rambler's Top100