Филиппович А.Ю. Научно-образовательный кластер в интернете // Качество образования, сентябрь 2012 – С. 40-45. В статье рассматривается опыт создания и развития научно-образовательного кластера CLAIM по тематике инфо-когнитивных технологий, инженерной лингвистики и семиотики. Анализируются существующие проблемы и тенденции в преподавании ИТ, связанные с использованием веб 2.0. Описываются текущие и перспективные решения по созданию современной учебно-исследовательской среды в Интернет.
.. Научно-образовательного кластера (НОК) CLAIM (http://it-claim.ru), который за 6 лет существования прошел несколько стадий трансформации: Интернет-библиотека..., Начало движения..., «Размазывание» кластера..., Научно-образовательная среда..., Интернет-социализация...
В 2011 г. начался новый виток обновления и интеграции веб-ресурсов – основной сайт переехал на новый домен http://it-claim.ru, новостной раздел полностью интегрировался с информационной лентой Facebook (http://facebook.com/it.claim), сервисами twitter и другими современными веб-площадками.
Новыми целями НОК CLAIM стали не только и не столько представление научных достижений и практических решений, а поддержка инновационных технологий организации учебного процесса, формирование современной платформы для апробации новых идей и разработок в области передовых инфо-когнитивных технологий...
.. Когда использование новейших информационных технологий в образовании не становится самоцелью, а гармонично вплетается в учебный процесс – тогда может возникнуть нужная отдача студентов в обучении. В МГТУ поняли тенденцию «онлайнизации», в результате чего и стали появляться проекты в сфере дистанционного обучения. Об одной из самых активно растущих онлайн-сред обучения – научно образовательном кластере (НОК) «CLAIM» и поведем речь..
На деле за помпезным названием «научно-образовательный кластер» скрывается обычный на первый взгляд сайт: it-claim.ru. Но обычность эта лишь технологическая. То, что отличает сайт от множества других, – это богатый контент и активность преподавателей и студентов с образовательной, научной и даже коммуникативной точек зрения. Тут жаждущий знаний ум найдёт и полноценные дистанционные курсы, и аудиозаписи для прослушивания в дороге, и информацию научного плана. Но самое важное, что осуществляет НОК, – это интеграция с современными социальными сервисами и информирование студентов.
Но это лишь то, что видно извне. Дистанционная часть дополняет обширную работу преподавателей и студентов МГТУ. Более полно о НОК «CLAIM» рассказал ведущий проекта, доцент «ИУ5» А.Ю. Филиппович..
Небольшая видео-презентация о задачах создания и решениях по развитию научно-образовательного кластера CLAIM, подготовленная в 2011 году.
Фрагмент описания образовательной технологии НОК CLAIM, 2013 г.
..Для обеспечения образовательной и методической ценности в НОК CLAIM реализует следующие базовые принципы:
«Обучение через науку» - этот принцип, является основой «русского метода подготовки инженеров», разработанного в стенах Императорского технического училища (ныне МГТУ им. Н.Э.Баумана) и получившего признание во всем мире. Фактически в рамках НОК CLAIM этот метод находит современное воплощение за счет использования хорошо проверенных концепций в новой насыщенной ИКТ-среде.
«Интеграция теории и практики» - в рамках НОК CLAIM осуществляется обучение студентов и аспирантов выполнению профессиональных задач на всех этапах жизненного цикла информационных технологий: от предпроектной и исследовательской стадии до эксплуатации и поддержки созданных сервисов, программных продуктов. Используемая концепция во многом соответствует принципам всемирной инициативы подготовки инженеров CDIO: «Задумай – Спроектируй – Реализуй – Управляй» (http://www.cdio.org/).
«Интерактивное взаимодействие со студентами» - на базе интернет-кластера создаются условия не только для традиционного (одностороннего, пассивного) метода получения знаний за счет размещения большого количества учебно-методических, научных и справочных материалов, но и для активного общения с преподавателями, аспирантами, студентами разных годов обучения в форумах, блогах, социальных сетях и специальных веб-группах. Кроме того, это позволяет развивать затребованные на сегодня коммуникативные компетенции.
«Открытость» - очень важный и современный принцип, который реализуется в формате предоставления открытых образовательных ресурсов, а также публичного ведения диссертаций аспирантов, дипломных, курсовых и научно-исследовательских работ студентов. При этом студенты не только представляют на общественный суд свои учебные и научные достижения, но и сами формируют образовательный контент, мини-лекции, кейсы и методические рекомендации. Такой подход соответствует третьему уровню использования ИКТ в педагогической деятельности («Генерация знаний» - KС) Международных рекомендаций ICT-CFT ЮНЕСКО.
«Междисциплинарность» - тематическая направленность кластера, связанная с изучением различных наук о человеке, а также современные тенденции в подготовке кадров определяют необходимость тесной интеграции гуманитарных и технических знаний. В связи с этим в НОК CLAIM наряду с традиционными ИТ-дисциплинами представлены научные проекты в области исторической лексикографии и лексикологии, искусствознания и других дисциплин, которые переплетаются лекциями, лабораторными работами, домашними заданиями и дипломными проектами, входящими в программы подготовки инженеров.
«Поддержка инноваций» - значительное внимание в развитии научно-образовательной среды играет мотивация студентов, поэтому им предлагаются не только интересные темы в рамках фундаментальных исследований, но и поддержка участия в различных инновационных проектах, создании прикладных решений.