CLAIM – научно-образовательный кластер

Смоляков Борис Георгиевич

Пианист, педагог, музыковед, музыкальный редактор.
Заслуженный работник культуры РФ (2002).
Профессор межфакультетской кафедры фортепиано
МГК им. П.И.Чайковского .

 

Контактная информация

E-mail - b.g.smolyakov@mail.ru

Образование

  • В 1949 г. окончил Московское музыкальное училище им. М. М. Ипполитова-Иванова, фортепианное отделение по классу А. Е. Михальчи.
  • В 1956 г. с отличием окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано доцента В. М. Эпштейна и по классу органа профессора А. Ф. Гедике.
  • В 1970 г. окончил (заочно) аспирантуру Института истории искусств Академии наук СССР по специальности «Русская музыкальная палеография», научный руководитель – доктор искусствоведения М. В. Бражников.

Профессиональная деятельность

  • В 1956-1959 гг. старший редактор Главного управления радиовещания.
  • В 1967-1970 гг. директор Центральной музыкальной школы при Московской консерватории.
  • С 1959 г. и по настоящее время преподает курс фортепиано на межфакультетской кафедре фортепиано Московской консерватории у студентов композиторского, дирижерско-хорового, теоретического и оркестрового факультетов.

Научная работа

Основной круг научно-исследовательских интересов профессора Б. Г. Смолякова – история и теория древнерусской музыкальной письменности и певческой культуры. Его научные разработки посвящены вопросам музыкальной археологии, знаменной нотации, расшифровкам и реконструкции хоровых сочинений партесного стиля и др.

Основной круг научно-методических интересов Смолякова – вопросы фортепианного обучения, музыкально-редакторская работа. Разрабатывал методику интенсивного обучения по курсу фортепиано, результаты которой опубликованы в статье 1991 г.

Является соавтором опубликованных Всесоюзных программ для музыкальных вузов, нотных Хрестоматий педагогического репертуара по курсу общего фортепиано. В качестве редактора-составителя (в соавторстве) участвовал в подготовке к изданию серии сборников фортепианных пьес для детей.

Публикации

  1. Смоляков Б.Г. Словарные статьи в Словаре русского языка XI-XVII вв. Выпуск 8-28. М. 1981-2008
  2. Филиппович А.Ю., Смоляков Б.Г. Компьютерная семиография //Книга и мировая цивилизация: Материалы XI Междунар. науч. конф. по проблемам книговедения (Москва, 20-21 апр. 2004 г.): В 4 т./ [Сост. В.И.Васильев, М.А.Ермолаева, А.Ю.Самарин; Отв. ред. В.И.Васильев, Б.В.Ленский]. – М.:Наука, 2004. — T1. – 2004. – C.398-401.
  3. Смоляков Б.Г. Древнерусские музыкальные термины (обратный словник). Словарь русского языка XI-XVII вв. Справочный выпуск. М., 2001
  4. Смоляков Б.Г., Хананина Р.А. Необходимость методики интенсивного обучения в классах общего фортепиано. Сборник Московского Государственного университета культуры и искусств, М., 2001
  5. Смоляков Б.Г. Вопросы современного научного изучения древнепевческой терминологии и их отражение в трудах Д.В.Разумовского. Ученые записки научного центра церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского, Выпуск 1, Гимнология, М., 2000
  6. Смоляков Б.Г. Попевки столпового знаменного распева. Музыкальная академия, 1996г.,  №1
  7. Смоляков Б.Г. О мелодичной многозначности (переменности) в русской безлинейной столповой нотации. Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. Сборник 4. Сергиевские чтения-1. М, 1993
  8. Смоляков Б.Г. Попевочный раздел «Ключа разумения» как важный информативный свод распевов знамен. Сборник - музыкальная культура средневековья. Выпуск 2. М., 1992
  9. Смоляков Б.Г., Хананина Р.А. К вопросу  методики интенсивного обучения.Труды кафедры общего фортепиано по методике, истории и теории исполнительства. М., 1991
  10. Смоляков Б.Г. Вопросы расшифровки и реконструкции русских многоголосных хоровых сочинений партесного стиля (выступления на конференции). Материалы всероссийского фестиваля «Невские хоровые ассамблеи», М. 1984
  11. Смоляков Б.Г. Знаменная композиция на текст Тихона Макарьевского (выступление на конференции). Материалы всероссийского фестиваля «Невские хоровые ассамблеи», М., 1984
  12. Смоляков Б.Г. Две редакции «Предисловия, откуда и от коего времени начался бытии в нашей Рустей земли осмогласное пение…». Памятники отечества. 1/1980
  13. Смоляков Б.Г. К проблеме расшифровки знаменной нотации. Вопросы теории музыки. Выпуск 3, М. 1975
  14. Смоляков Б.Г., Самонов А.В. Маленькому виртуозу.  Сборник пьес для фортепиано.  Выпуск 4. ( Составление и редакция ). М., 1975
  15. Смоляков Б.Г. Возможности определения звуковысотности знамен по их комбинациям. Известия СО АН СССР, 1974г. Выпуск 2.
  16. Смоляков Б.Г. Сонатины и вариации для фортепиано. (составление и редакция). М., 1974
  17. Смоляков Б.Г., Самонов А.В. Маленькому виртуозу.  Сборник пьес для фортепиано.  Выпуск 1.( Составление и редакция ). М., 1971
  18. Смоляков Б.Г. Двузнаменные азбуки из собрания Д.В.Разумовского. Наука и Жизнь, 1970, №9
  19. Смоляков Б.Г. Музыкальная археология. Наука и Жизнь, 1967 №1
  20. Смоляков Б.Г. Переложения для фортепиано в 2 и 4 руки двух оперных фрагментов. Хрестоматия по общему фортепиано. Выпуск 2. М., 1963
  21. Смоляков Б.Г. Хрестоматия по общему фортепиано. Выпуск 1. (составление и редакция совместно с группой педагогов кафедры). М., 1960

 © НОК CLAIM. Замечания, вопросы и сведения об ошибках просим сообщать в форуме или присылать администратору сайта.

OZON.ru Rambler's Top100