CLAIM – научно-образовательный кластер |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Интеграция
дистанционного обучения и управления знаниями Краткий обзор Технология дистанционного
обучения сегодня используется, прежде всего, для учебных курсов по тщательно
отобранным темам и для доставки учащихся, зарегистрированных на этих курсах.
Технология управления знаниями используется для того, чтобы быстро собрать,
организовать и доставить большой объем корпоративных знаний. Эта статья
исследует интеграцию технологии дистанционного обучения и управления знаниями
для того, чтобы усовершенствовать сбор, организацию и поставку традиционных
учебных курсов и большого объема корпоративных знаний. Прежде всего, модель
предложена для фаз управления знаниями. Затем эта модель усилена понятиями и
технологией дистанционного обучения. Также модель используется, чтобы проиллюстрировать
четыре реальных мировых сценария, которые добавляют увеличивающийся объем
управления знаниями к среде дистанционного обучения. Анализ этих четырех
сценариев поможет лучше понять практические взаимоотношения между управлением
знаниями и дистанционным обучением. 1. Фазы управления знаниями Для того, чтобы понять воздействие управления знаниями на корпорацию или
правительственную организацию, надо посмотреть на цикл управления знаниями и
поток знаний в организации. Нонака и Токенучи [1] исследовали отношения между подразумеваемыми
и явными знаниями и описали четыре фазы преобразования знаний: социализация, воплощение,
сочетание и интернационализация. Цель реализации управления знаниями в
организации состоит в том, чтобы увеличить объем подразумеваемых знаний, которыми
обладает человек, для того, чтобы применить
их к решению деловых проблем. То, что предлагает пятая фаза, - это познание,
которое является применением знаний, которые были получены посредством других
фаз [2]. · Социализация: передача подразумеваемых
знаний от одного человека другому · Воплощение: перевод в репозитории (хранилище) подразумеваемых знаний в
явные · Сочетание: объединение различных
форм явных знаний для того, чтобы создать новые явные знания · Интернационализация: извлечение явных релевантных знаний из репозитория
для нужд отдельно взятого человека и доставки переведенных знаний этому
человеку · Познание: применение подразумеваемых знаний к деловой проблеме Социализация
Glossary Рис.1 Tacit knowledge
– подразумеваемые знания Knowledge holder
– держатель информации (знаний) Externalization
- воплощение Explicit
knowledge – явные знания Knowledge seeker
– поисковая система Cognition
- познание
Рис. 2: Фазы управления знаниями с расширениями
дистанционного обучения Glossary Рис.2 Transfer tacit knowledge
– передают подразумеваемые знания Create
explicit knowledge – создают явные знания Knowledge
repository – репозиторий
(хранилище) информации Make decisions
and perform tasks – принимают решения и
выполняют задания Operational data-
информация о функционировании системы Feedback
– обратная связь 2. Расширение дистанционного обучения
до управления знаниями Технология дистанционного обучения развилась отдельно
от технологии управления знаниями. Недавно были проведены исследования по
интеграции этих технологий [3] [4]. Технология дистанционного обучения увеличивает
эффективность каждой из пяти фаз управления знаниями, как показано ниже. А также
добавлена шестая фаза, обратная связь. · Социализация: компетентность и системы определения
уровня навыков идентифицируют людей с определенными интересами, навыками и информацией
в организации. · Воплощение: информация собирается системой с целью обучения других людей. Это улучшает процесс сбора информации.
· Сочетание: информация о продукции и процессах бизнеса организована так,
чтобы сделать получение знаний более эффективным. В знания внедрены педагогические
методы. · Интернационализация: компетентность и система определения уровня
навыков помогают определить, какие люди испытывают недостаток в знаниях для
того, чтобы сделать их работу эффективной и предоставить им обучение в режиме онлайн.
В случае необходимости дистанционное обучение гарантирует, что человек получил
знания, используя систему оценки знаний и альтернативные методы обучения. · Познание: в то время, когда людям нужно выполнить деловое задание, им
может быть предоставлена требуемая поддержка. · Обратная связь: оценки обеспечивают обратную связь относительно того,
насколько хорошо человек научился и насколько хорошо они применены к тому, чтобы
справиться с деловой проблемой. Иллюстрация 2 - измененная и более детальная версия
иллюстрации 1, которая представляет фазы управления знаниями с расширениями дистанционного
обучения. В иллюстрации 2 устройство хранения знаний может либо передать подразумеваемые
знания поисковой системе посредством социализации, либо создать явные знание и
хранить их в репозитории знаний. Организатор информации на иллюстрации 2 -
человек (или программа), которые связывают созданные знания с другими знаниями
в репозитории или далее очищает созданные знания. Инструктор- проектировщик -
человек (или программа), которые организуют изучение информации, добавляя предварительную
оценку, дополнительные пособия по обучению, и окончательные оценки. Затем
человек или программа, осуществляющие поиск информации, изучает явное знание посредством
управляемых суждений по обучению в режиме онлайн. Поисковая система затем
использует знания, полученные посредством социализации или интернационализации
для того, чтобы принять решения и выполнить задачи на предприятии. Работа поисковой
ситемы в этих решениях и задачах измерена и возвращена в репозиторий как
обратная связь, которая может использоваться, чтобы помочь определять, были ли
навыки изучены и предложить дополнительные суждения по дистанционному обучению.
Рис 3: Сценарий 1:
Традиционное дистанционное обучение Glossary Рис. 3 Transfer tacit knowledge
– передача подразумеваемой информации Sales
people - коммивояжеры 3. Деловые сценарии Этот раздел иллюстрирует интеграцию управления знаниями и дистанционное
обучение с помощью четырех деловых сценариев. Сценарии представляют собой
дополнение объема понятий управления знаниями и технологии к среде дистанционного
обучения. Первые три сценария концентрируются на увеличении эффективности
работы служащих, соответствующей целям компании. Необходимо, чтобы служащий получил "подходящие знания" в "подходящее
время" и "достаточные" знания для того, чтобы
выполнить работу эффективно. "Подходящие знания", в которых служащий
нуждается, определены их ролью в компании, продукции и процессах, в которых они
участвуют. "Подходящее время" для того, чтобы получить эти знания -
то, когда они нуждаются в этом для определенной задачи. "Достаточные"
знания - те, в которых они нуждаются и больше никакие. Четвертый сценарий
концентрируется на способности большого издательства, такой, чтобы
удовлетворить будущий спрос на публикацию большого объема цифровой информации. 3.1. Деловой сценарий 1: традиционный
сценарий дистанционного обучения показан на иллюстрации 3. Большая
компания имеет 1000 международных коммивояжёров, которые продают 100 продуктов.
Есть 1000 инженеров и маркетологов, которые создают и выпускают 5 новых продуктов
(или усовершенствования продукта) в месяц. Есть 5 проектировщиков-инструкторов,
которые все вместе создают 2,5 курса в режиме онлайн в месяц, которые
используются для того, чтобы обучать коммивояжёров на новых и модифицированных
продуктах. Это простые двухчасовые курсы, которые больше концентрируются на
информационной передаче знаний, чем на развитии навыка. Инструкторы-проектировщики
обычно беседуют с инженерами и маркетологами для того, чтобы найти существующее
в онлайн содержание или научить создавать содержание изучения самостоятельно.
Изучаемые предметы [5] созданы так, чтобы они могли быть сохранены в репозитории
изучаемых предметов для того, чтобы они могли многократно использоваться в
других курсах. Это помогает в тех случаях, когда новые курсы созданы для
существующих продуктов, но не очень помогает, когда курсы созданы для новых
продуктов. В сценарии 1 компания сталкивается со следующими проблемами: · есть объем,
о котором инструкторы-проектировщики не знают, и который мог бы использоваться
в курсах. · есть объем,
о котором инстукторы-проектировщики знают, но не могут найти. Даже если они его
находят, оно может быть неправильным. · У инструкторов-проектировщиков
нет времени, чтобы беседовать со всеми инженерами и маркетологами, таким образом,
они создают меньшее количество курсов.
Рис 4: Сценарий 2: Дистанционное
обучение, основанное на контенте предприятия Glossary Рис.4 Content management system
– система управления контентом (содержанием) Learning object repository
– репозиторий (хранилище) изучаемых объектов 5 courses
/ month – 5 курсов в месяц · 5 инструкторов-проектировщиков могут создать в общей
сложности только 2.5 курса в месяц, таким образом некоторые продукты, внедряемые
каждый месяц, не имеют учебного курса. 3.2. Деловой сценарий 2: дистанционное
обучение, основанное на контенте
предприятия Сценарий предприятия 2 показан на иллюстрации 4. В этом сценарии компания использует систему управления
контентом для того, чтобы создавать, хранить и обновлять содержание о новых
продуктах от 1000 разработчиков и маркетологов. Это увеличивает эффективность инструкторов-проектировщиков,
потому что они могут создавать программы изучения объектов, находя и
многократно используя созданное инженерами и маркетологами содержание. Строя
изучение объектов таким образом, содержание объектов изучения может быть автоматически
обновлено, когда обновлено содержание в системе управления контентом. Эти
усовершенствования позволят 5 инструкторам-проектировщикам создать в общей
сложности 5 курсов в месяц. Однако, в сценарии 2 компания сталкивается со
следующими проблемами: · Курсы создаются с использованием меньших объектов изучения
многократного использования, но курсы целиком, а не индивидуальные объекты
изучения, поставляются коммивояжерам. · Люди в компании создают информацию о продуктах, которая не вносится в
курсы. Сообщения электронной почты, записки, коммерческие примечания о запросе,
звуковые сообщения, встречные примечания, отзывы о продукте, сообщения о
проблеме поддержки клиента, штатные изменения и изменения стратегии в компаниях
клиента, и т.д. - все содержит информацию, которая эффективно использовала бы
коммивояжера. · Коммивояжеры либо никогда не знают, что эта информация существует, либо
они тратят ценное время, взаимодействуя непосредственно с разработчиками и
другими коммивояжерами для того, чтобы найти информацию. И даже тогда они могут
взаимодействовать не с тем человеком и получать не ту информацию.
Рис.5. Сценарий 3:
Дистанционное обучение, основанное на контенте и информации предприятия Glossary Рис.6 Independent
authors – независимые авторы 3.3. Деловой Сценарий 3: Дистанционное
обучение, основанное на информации предприятия
Сценарий 3 показан на иллюстрации 5. В этом сценарии дистанционное обучение
в компании усиливает не только содержание в системе управления контентом, но
также и информацию, которая была взята из системы управления информацией. Эта информация
включает сообщения электронной почты, записки, коммерческие примечания о запросе,
звуковые сообщения, встречные примечания, отзывы о продукте, сообщения о
проблеме поддержки клиента, штатные изменения и изменения стратегии в компаниях
клиента, которые были упомянуты в предыдущем разделе. Но этот блок также
включает информацию относительно ролей, навыков, экспертизы и работы отдельных
служащих, которая упрощает передачу подразумеваемого знания и явного знания
коммивояжеру. Это знание позволит коммивояжеру находить соответствующие
изучаемые объекты и связываться с нужными людьми для получения подразумеваемой
информации, необходимой для эффективной работы. Ключ к обнаружению нужного
содержания и нужных людей из источников многократной информации на иллюстрации
5 - онтология, содержащая представление
понятий, отношений и процессов на предприятии с помощью метаданных. Успешно
продвигается стандартизация представлений онтологии [6]. Онтология предприятия может обеспечить доступ
к многократным информационным источникам, которые могут быть проведены людьми и
представителями программного обеспечения [7] [8]. В этом сценарии, информация будет поставляться посредством
разнообразных устройств представления, включая web-браузеры, PDA'S и сотовые
телефоны. Это позволит коммивояжеру получить необходимые знания, независимо от
того, где они что они делают. Дистанционное обучение предоставит небольшие, сфокусированные
объекты, соответствующие формату устройств представления. Иллюстрация 5
показывает, что роль инструктора-проектировщика заключается все же в организации изучения информации. Но инструкторы-проектировщики
будут более эффективны, потому что системы авторской разработки будут более
интеллектуальными, а информация будет лучше организована. За организацию информации
будут ответственны менеджеры по информации и автоматизированным программам. В
этом сценарии 5 менеджеров по информации и 5 инструкторов-проектировщиков будут
в состоянии создать 1000 объектов изучения в месяц. 3.4. Деловой Сценарий 4: Выпуск
издательской продукции с использованием цифровой информации Сценарий 4 показан на иллюстрации 6. Большое
издательство имеет 1000 независимых авторов, заносящих информацию, которая
будет массово издана для миллионов людей и учреждений. Вносимая информация
находится в форме объектов знания, которые могут быть либо целыми книгами,
обучающими курсами, либо меньшими частями информации. Издательство имеет редакторов
информации, которые организуют и коррелируют вносимую информацию для удобства
ее нахождения. Издательство также имеет 5 инструкторов-проектировщиков, которые
могут в дальнейшем организовать часть информации для того, чтобы издать ее как дистанционное
обучение. Эти авторы, менеджеры по информации и инструкторы-проектировщики
будут в состоянии издать в общей сложности 1000 объектов изучения в месяц. Это
подобно сценарию 3 за исключением того, что есть дополнительные проблемы: · Информация проходит через множество компаний и людей, а не в пределах одной
компании. Она включает тысячи авторов и миллионы читателей. · традиционные проблемы безопасности установления подлинности,
разрешения, целостности, конфиденциальности, ревизии и ответственности в географически распределенной среде. · проблема прав управления издания
с помощью цифровой передачи должна быть решена: · принадлежностью содержания · правом
использовать содержание в указанных
контекстах · соответствующей
оплатой за использование этих прав · безопасностью
и защитой, требуемой для осуществления этих прав · Информация
о знании, которые читатели уже имеют, будет использоваться для того, чтобы
идентифицировать знания, которые они желают или должны приобрести. Эта
информация будет существовать в большом количестве мест, таких как:
университетские системы отчетов, военные учебные истории, учебные истории
компании и системы корпоративного планирования и ресурсов персонала. Рис. 6: Сценарий 4: дистанционное
обучение, основанное на контенте предприятия и информации от независимых
авторов 4. Выводы Эта статья проиллюстрировала, какие методы и технологии дистанционного обучения
могут использоваться для того, чтобы расширять управление знаниями на
предприятии и выгодно дополнять друг
друга. Сначала была представлена модель для интеграции управления знаниями и дистанционного
обучения. Затем модель была применена к некоторым реальным мировым сценариям,
чтобы проиллюстрировать выгоды этой интеграции. Эти сценарии также обеспечивают
дорожную карту для развития новых систем, которые обеспечат как эффективный сбор
информации, так и эффективную поставку информации. Ссылки: [1]
Nonaka, I. and H. Takeuchi. The Knowledge-Creating Company, Oxford
Univ. Press, NY, 1995. [2] Frappaolo, С and W. Toms.
"Knowledge Management: From Terra Incognito to Terra Firma", The Delphi Group, http://www.delphigroup.com/articles/1997/11071997KMThoughtMgmt.html, 1997. [3] Barron, T. "A Smarter Frankenstein:
The Merging of E-Learning and Knowledge Management", ASTD Learning Circuits, http://www.learningcircuits.org/aug2000/barron.html, 2000. [4] Allee, V. "eLearning is Not Knowledge management",
http://www.linezine.com/2.1/features/vaenkm.htm, 2000. [5] Longmire, W. "A Primer
on Learning Objects", ASTD Learning Circuits, http://www.learningcircuits.org/mar2000/barron.html, 2000. [6] World Wide Web Consortium Web Ontology
Group, http://www.w3
.org/2001 /sw/WebOnt,
2002. [7] Lenat, D. "CYC: A
Large-Scale Investment in Knowledge Infrastructure", Nov. 1995, Vol. 38
No. 11, Communications of the ACM, 1995. [8] Woelk, D. and C. Tomlinson,
"The InfoSleuth Project: Intelligent Search Management via Semantic Agents", Second Intl. World Wide Web Conference, October, 1994. |
|||||||||||||||
© НОК CLAIM. Замечания, вопросы и сведения об ошибках просим сообщать в форуме или присылать администратору сайта. |