CLAIM – научно-образовательный кластер |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Электронное
обучение и управление знаниями на пути к непрерывному образованию Андреас
Аузергофер aausser @ know-center.at Центр компетентности систем внедрения баз знаний, Грац, Австрия Краткий
обзор Образование чрезвычайно изменится в
течение последующих лет. Значение непрерывного обучения и получаемого
образования повышает потребность в новых
обучающих технологиях. Несмотря на кажущееся различие в требованиях к электронному
обучению и управлению знаниями, и на то, что много усилий тратится на
протяжении многих лет, в обеих областях всё еще нет значительного прорыва. Одна
из причин этого состоит в том, что обе области рассматриваются изолированно.
Целью этой статьи является инициация более целостного представления об электронном
обучении и управлении знаниями, как в техническом, так и в функциональном
аспектах, и таким образом станут очевидными возможности успешного
взаимодействия, которые можно использовать впоследствии. Статья начинается с обзора индивидуальных
ключевых особенностей окружающей среды электронного обучения и систем
управления знаниями (Системы-УЗ). Затем выделяются существующие совпадения и связываются для того,
чтобы доказать, что оба мира не так далеки друг от друга, как это могло бы
показаться. В итоге представлены сравнительный анализ и несколько существенных
выводов, в которых заключается потенциальная возможность для успешного
взаимодействия. Статья заканчивается обсуждением результатов. Ключевые слова: Управление Знания (УЗ), электронное (дистанционное)
обучение, непрерывное образование 1. Введение Стремительное и непрерывное развитие информационного
общества в "общество знаний" сопровождается двумя понятиями:
"управление знаниями" и "электронное (дистанционное) обучение".
Образование заключается в возрастающем значении не только в качестве
традиционного начального школьного образования, но также в форме непрерывного
процесса обучения, как в деловом, так и в личностном контексте. Никогда прежде
в своей истории человечество не было более затронуто индивидуальной потребностью
в информации и знаниях так, чтобы управлять личной и деловой жизнью. Значение процесса
непрерывного обучения может быть отчетливо представлено множеством инициатив, в
которых очевидна политика страны в области образования. Правительство
Европейского Экономического Сообщества недавно опубликовало меморандум о непрерывном
обучении [6], в котором в первый раз было официально определено законом право
каждого гражданина принять участие в процессе непрерывного обучения. Электронное
обучение и управление знаниями представлены двумя концепциями, которые обращены
к требованиям процесса непрерывного обучения. Электронное обучение вытекает из
развития более чем тридцатилетнего компьютерного обучения. Оно представляет
собой сознательный процесс обучения, где цели и поле деятельности ясно
определены, и сфокусировано на индивидуальных потребностях обучаемого и его
перспективах. Электронное обучение уходит своими корнями в образовательное
сообщество. С другой стороны, управление знаниями развивается в пределах
делового контекста. Есть две общих точки зрения на управление знаниями,
ориентированные на пользователя и технологический подход. С точки зрения
ориентированной на пользователя, управление знаниями может интерпретироваться
как методология на получение, разделение, удержание и управление знаниями [7]. Оно
четко сфокусировано на управлении людьми, владеющими знаниями, а не только на
управлении знаниями или непосредственно информацией. С технологической точки
зрения, управление знаниями могло бы быть рассмотрено как дальнейшее развитие
информационных систем управления и, таким образом, сосредоточено на управлении
информацией, знаниями и взаимосвязью между информационными объектами [9]. В общем,
управление знаниями направлено на непреднамеренный, косвенный, но непрерывный
процесс обучения. Управление знаниями и электронное обучение обычно
рассматривают как независимые понятия. Главным образом, это имеет исторические
причины, где электронное образование основывается на многолетней традиции, а
управление знаниями - скорее недавно появившаяся тема. Несмотря на огромные
усилия, предпринимаемые в обеих областях на протяжении многих лет, все еще
отсутствуют давно предсказанные прорыв и экономический успех. Вероятно, это
следствие того, что возможные результаты взаимодействия, которые могли бы быть получены
из наиболее целостного представления управления знаниями и электронного
обучения, все еще не поняты достаточно хорошо. Цель этой статьи заключается в том, чтобы начать
интегрированное рассмотрение управления знаниями и электронного обучения. Здесь
объединены ключевые особенности и совпадения обеих областей и представлен
сравнительный анализ возможных последствий совместных действий. Мы покажем, как
и где электронное обучение и управление знаниями могут выиграть, принимая
полезные свойства, функциональные возможности и особенности друг от друга. 2. Индивидуальные характеристики Электронное (дистанционное) обучение – это результат
более чем 30 летнего развития технологии и методологии компьютерного обучения.
В связи с широким использованием Интернет в начале 90-ых годов произошел
существенный «скачок» в области использования обучающих технологий. Достижения
в области данной технологии теперь позволяют нам доставлять высококачественную
мультимедийную информацию через Интернет, отслеживать действия учащегося или
поддерживать дистанционную связь и взаимодействие. Электронное
обучение охватывает полный цикл процесса обучения [8]. Далее изложены наиболее
важные функциональные возможности. Многие из них были разработаны непосредственно
с исследованием в области электронного
обучения, в то время как другие были адаптированы к требованиям электронного
обучения. Авторская разработка: Спустя годы была получена ценная информация по
созданию содержания процесса электронного обучения. Она охватывает педагогические,
психологические и дидактические проблемы так же хорошо, как и технические
вопросы. Почти все существующее окружение электронного обучения предлагает
богатые функциональные возможности авторской разработки, и довольно большое число
компаний развивались, производя продукцию для электронного обучения. Управление курсом: Эта важная характеристика включает в себя не только
функциональные возможности этого направления или его развертывания на основе существующего обучающего материала,
но также и все аспекты структурирования и упорядочивания этой сферы. Совокупность
выполняемых тестовых модулей или модулей обратной связи направляется аналогично
интерфейсу связи с внешними информационными источниками. Администрирование
и регистрирование (составление списков):
Администрирование включает в себя пользовательское управление, администрирование
прав доступа и все аспекты регистрирования, которые были заимствованы в и решениях электронного бизнеса и электронной
коммерции. Профессиональная
ориентация: Функциональные
возможности интерактивной профессиональной ориентации - достаточно новая
возможность систем электронного обучения, которая практически не исследована. Пока
что только несколько систем электронного обучения поддерживают (полу-)
автоматизированную систему профессиональной ориентации и систему распределения
по категориям. Изучение, осуществление,
применение: Наиболее важный аспект электронного
обучения - это фаза изучения. Эта фаза включает в себя использование
информации, все виды общения, вопросы, заданные интерактивно, навигацию и
использование средств дистанционного обучения. Исследование,
испытание: Обязательная составляющая электронного
обучения – это исследование и испытание. Студенты должны проверить, насколько
они усвоили новую информацию или навыки. В ходе этой фазы благодаря дистанционному
обучению становятся ощутимым результат взаимодействия учащегося и системы.
Здесь можно увидеть, была ли успешно
усвоена полученная информация студентами. Обратная
связь: Соответствующая среда
дистанционного обучения пытается собрать
и рассмотреть сообщения от пользователей. Это еще один из моментов, который еще
полностью не исследован и не реализован. Среди функциональных ключевых особенностей, упомянутых
ранее, есть множество спорных вопросов, которые могут возникнуть в процессе применения и использования
электронного обучения. Вместе с функциональными возможностями эти спорные вопросы помогают описать и в целом охарактеризовать электронное
обучение. Широкий спектр
применения: электронное обучение используется
как вариант традиционного метода обучения,
изложения материала школьной
программы и программы колледжа. Все больше и больше оно применяется к
корпоративному обучению, в качестве персонального образования и как совмещение
развлечения с получением знаний. Стандартизация: Большие усилия вкладываются в область стандартизации электронного
обучения. ISO/IEC JTC-1 [1], IEEE, LTSC [5] и CEN/ISSS WS-LT [4] описывают
сложный сертификационный процесс стандартизации электронного обучения с множеством
различных подходов в этой области, в развитии которых принимают участие многие
организации. Каждая новая задача повышает значимость электронного обучения. Осознанный образовательный
процесс: дистанционное обучение представляет собой осознанный и целенаправленный
образовательный процесс. Направление обучения четко сформулировано, а вариант изложения
материала и проведения занятий должны соответствовать друг другу. Тесты предназначены
для мониторинга результатов обучения, а уровни квалификации учащихся показывают,
с какого пункта учебного плана нужно начинать. Централизованное
обучение: дистанционное обучение
проводится с каждым учащимся отдельно. Целью является ведение индивидуального
процесса обучения как для одного человека, так и для группы людей (аудитории) в
соответствии с определенным квалификационным уровнем, персональными требованиями
и когнитивными потребностями. Преподаватель, прикрепленный к определённой
группе студентов, должен проводить занятия, имитируя обычный учебный процесс, который
можно увидеть в университетах и колледжах. Дистанционное обучение отстает от традиционного и
проверенного многолетней практикой обучения. Управление знаниями основано на быстром развитии "информационного
общества". Разнообразие существующей информации стало практически
неуправляемым. Теперь всё важнее и важнее фильтровать нужное, объединять разнообразные
сведения в конкретную предметную область, управлять носителями информации для
того, чтобы эффективно решать проблемы, распределять данные среди группы людей,
просто проверять или показывать достоверность некоторой информации. Здесь
только несколько возможных областей применения управления знаниями [3]. К управлению знаниями обычно подходят с двух сторон:
технологически-ориентированной и ориентируемой на пользователя. С
технологической точки зрения - управление знаниями обычно представляется как
дальнейшее развитие информационных систем управления с передовыми
функциональными возможностями для решения важных проблем УЗ. Ориентируемый на
пользователя подход состоит в управлении носителями информации и всеми соответствующими действиями (т.
е. управление командой...). Для рассмотрения ключевых особенностей управления
знаниями в целом важны обе точки зрения. Иногда, стратегические вопросы рассматриваются
как часть управления знаниями, однако, они не представлены в этой статье. В
любом случае, цель управления знаниями – это эффективное использование знаний
на прикладном уровне. Далее следуют шесть стандартных блоков управления
знаниями связанных с необходимыми
функциональными возможностями: Идентификация
знаний: Анализ и описание области представления
знания и разработка прозрачности внутренней структуры данных. Хранение знаний: По этому блоку существует множество спорных вопросов.
Важно заинтересовать людей в участии УЗ, усовершенствование методов формализации
хранения знаний. Информация должна быть собрана, распределена и заархивирована.
Использование
знаний: Здесь внимание
сконцентрировано на формировании картины, понятной человеческому мозгу и
простых в использовании интерфейсов. В пределах системы УЗ исследованы все
аспекты функциональных возможностей. Передача знаний: Этот стандартный блок включает в себя все вопросы
необходимой передачи знания и его совместное использование. Сотрудничество, согласованность,
приумножение знания через распространение среди людей, создание
экспериментальной модели или передача наилучших из практически опробованных
методов - только немногие из технических приёмов. Этот аспект включает как техническую,
так и социальную проблематику. Развитие знаний: Здесь охвачен осознанный процесс развития знаний. Он
включает в себя активные и пассивные методы или развитие знаний через инновации.
Этот процесс также связан с автоматизированными процессами совершенствования
новых знаний на основе существующей информации через инновационные контексты. Приобретение
знаний: Исследование того, где и как можно
приобрести знания. Концентрация на пассивном, то есть на бессознательном
приобретении знаний через поддержку Систем-УЗ. В некотором смысле, управление знаниями поддерживает
бессознательный, т. е. пассивный процесс обучения. Это помогает делать
повседневную жизнь непрерывным процессом обучения. Стандартные
вышеперечисленные блоки, характеризующие системы УЗ, и дальнейшие ключевые
характеристики могут помочь в целом разъяснить понятие УЗ. Оболочка, основанная
на роли: Как правило, системы УЗ
основаны на использовании ролей, т. е. они предлагают индивидуализированную
информацию на основе определений роли. Ключевым клиентам даются различные права
доступа к одной и той же информации, в отличие от консультантов по техническим
вопросам. Желтые страницы: Системы УЗ поддерживают динамические экспертные
объединения через развитие и управление «желтыми страницами». Пользователи идентифицируются
как эксперты в одной из областей на основе их ежедневных действий, и потом
добавляются в определенную категорию. Это экспертное объединение удобно, а
поиск может осуществляться в пределах определенной группы пользователей. Динамическое
объединение в группы: Вероятно, это самая
существенная особенность, касающаяся технических и функциональных возможностей систем
УЗ. На основе ролей и ряда правил, информация группируется и динамически
объединяется. Информационная ценность может быть резко увеличена; предварительно
неизвестные возможности информационного контекста становятся очевидными. Гибридные информационные источники: В
исследовательскую часть систем УЗ включен широкий диапазон информационных
источников. Среди всех видов цифровой информации в пределах информационной сети
содержатся действия пользователя и внешние информационные ресурсы. Управление знаниями было создано как ответ на
информационный «взрыв». Многие дисциплины повлияли на научные исследования в
области систем УЗ. 3. Сходство управления знаниями и электронного
образования Управление знаниями и электронное обучение - два
различных понятия с индивидуальной историей и совсем другими целями. Однако
есть много совпадений или подобий и аспекты установления связи с компьютером
между окружающими средами системам УЗ и электронного обучения [2]. Причины
этого различны и не будут исследованы здесь. Цель этого раздела в том, чтобы
выдвинуть на первый план некоторые из самых уместных совпадений и интерфейсов.
Это делается для того, чтобы показать, что управление знаниями и электронное
обучение не столь различны, как часто они рассматриваются. Архитектура системы: окружающие среды систем УЗ электронного обучения
используют одну и ту же архитектуру. Обе системы построены в архитектуре
клиент-сервер с наибольшим коэффициентом сложности, включенным в часть сервера.
Более или менее знающие клиенты предлагают доступ к системам с помощью
Интернета или любого другого вида компьютерной сети (интранет, экстранет). Сотрудничество,
коммуникация: Обе системы позволяют и
поддерживают довольно разнообразные виды коммуникации и сотрудничества. В
зависимости от полосы пропускания и других условий, возможны различные виды
синхронной и асинхронной коммуникации, планирование группы, разделение
заявления, мгновенная передача сообщений и другие формы сотрудничества. Персонализация: Соответствующие электронные системы обучения и
высококачественные системы УЗ предлагают некоторую персонализацию. Рабочая
среда может быть приспособлена к пользовательской потребности и перспективе.
Иногда персонализация ролевая, иногда ориентирована на конкретного человека. Информационное
расширение: Обе системы не закрыты и
не изолированы. Информация чаще всего разделена среди нескольких ресурсов и
может быть изменена, расширена, изменена, удалена по требованию. Регулирование доступа:
В обоих мирах, пользователи должны быть успешно идентифицированы системами.
Пользователи должны регистрироваться, они присоединены к определенному профилю,
и им дают доступ только к надлежащей информации. Чаще всего различные слои прав
доступа позволяют контролировать информационный доступ. 4. Сравнительный анализ Безусловно, управление знаниями и дистанционное
обучение имеют различные цели. Цель этого раздела не в том, чтобы подвергнуть
сомнению этот факт. Цель состоит в том, чтобы выполнить сравнительный анализ
аспектов в одной области, которые могли бы при рассмотрении иметь существенные
преимущества в другом. Это обсуждение возможных совместных действий между
управлением знаниями и дистанционным обучением в рассмотрении обеих областей более
интегрированным способом. Хотя дистанционное обучение иногда классифицируется
как 'часть' управления знаниями, и многие производители систем УЗ развивают
также окружающие среды электронного обучения, возможны совместные действия,
основанные на более интегрированном представлении. Обсуждение не заявляет, что
оно закончено, но перечисляет некоторые важные
для этой области проблемы, которые, как можно полагать, имеют существенное
воздействие на инновации и усовершенствование любой системы. Интеграция экспертов: системы УЗ предлагают доступ к ресурсам с
использованием экспертной системы или желтым страницам. Каждый отдельный
человек в пределах прикладной области мог бы быть идентифицирован системой как
эксперт для определенной области на основе ее деятельности, экспертизы и/или
навыков. Положение работы в пределах компании обычно не имеет никакого
воздействия на процесс идентификации. Окружения электронного образования испытывают
недостаток в ресурсах с использованием экспертной системы и лишают студентов возможности
поделиться знаниями в классе. Чаще всего
структура модели студент-преподаватель очень строга и лишена возможности
что-либо изменить или обсудить. Преподаватели должны преподавать, в то время
как студенты должны учиться. Изучение многолетнего опыта доказывает, что
потенциал студентов, участвующих в обучающем процессе в специфических темах
учебного плана чрезвычайно высок. Почти на каждом курсе есть студенты, которые
имеют обширные знания по какой –либо теме, позволившие им замечательным образом поддержать преподавателя
в его преподавательской деятельности. Фоновая библиотека: В системах электронного обучения учебный материал берется
из различных источников. Основные части традиционно будут профессионально
созданы преподавателями. Во многих случаях к этому материалу добавлена вводная информация.
Эта вторичная информация может состоять из электронных руководств, сообщений,
цифровых книг, звукового или видео материала или просто ссылок в Интернете, она не обязательно копируется в среду электронного обучения, но может также отсылаться
посредством гиперссылки. Система УЗ чаще всего фокусируется на своих
собственных перспективах, что мешает пользователям
расширять их индивидуальную рабочую среду внешней информацией (хотя должно быть заявлено вначале, что проблемы
безопасности должны быть обсуждены в пределах этого контекста). С другой
стороны электронное обучение выиграло бы
через заимствование "динамического объединения в
кластеры" информации, описанной как одна ключевая особенность систем УЗ. Информационное
взаимодействие: В окружения
электронного обучения используется
взаимодействие студента с содержанием изучения. Им позволяют ставить книжные пометки,
делать электронные аннотации, давать комментарии, расширять учебный материал с
их собственными приложениями - и делать все это в частном или общественном
контексте. Системы УЗ обычно испытывают недостаток в этой функции со ссылкой на
безопасные источники. Мы уверены, что подобные функциональные возможности увеличили бы мотивацию к работе в системах УЗ
и помогли бы решить проблемы приема, широко известные в компаниях и учреждениях
систем УЗ. Управление навыками: системы УЗ обычно применяют ролевую модель, где
пользователи назначены на роли и им предлагают индивидуальный информационный
доступ и хорошо определенные представления о работе. Системы электронного
обучения имеют подобные функциональные возможности, где студенты распределены
на классы и курсы, и им дана соответствующая теоретическая база и информации. И
все же еще есть пространство для усовершенствования. Электронное обучение
традиционно более основано на процедуре оценки, где студенты оцениваются по
техническим знаниям. Эти процедуры оценки поддержали бы деление участников на
роли и регулировании необходимых информационных теоретических материалов и
рабочих сред. Оценка (в этом контексте)
едва ли может находиться в корпоративных окружениях, где ограничения в трудовом
законодательстве могли бы быть одной из причин. Информационный
толчок: Системы УЗ обычно являются как
реактивными, так и активными. Пользователи могут подвергнуть сомнению
информацию от системы УЗ посредством средств обслуживания поиска, форм запроса
и другой информации, функциональные
возможности извлечения информации. В дополнение к этому, системы УЗ обычно
предлагают информационные технологии толчка. В зависимости от роли (положения)
пользователя и области интереса и деятельности, информация возможной уместности
и интереса предоставляется периодически
без потребности во взаимодействии или инициировании пользователя. Интеллектуальные
механизмы обратной связи помогают точно настраивать информационные источники и
улучшать качество. Окружения электронного обучения значительно увеличили бы
эффективность и качество, принимая подобные услуги. Динамичная
оценка релевантности: ключевая
особенность современных систем УЗ - автоматизированная и динамичная оценка
релевантности информации. Информация оценивается не только уровнем значимости
авторской разработки (стандартов рабочей группы, управления, группы экспертов...),
или официального статуса документа (стандарт, закон, директива, сообщение,
рабочее сообщение...) но также и ценностью информации для целевой группы. Если информация не
используется целевой группой, то она очевидно имеет небольшую релевантность. С
другой стороны, если небольшая информация с незначительным официальным уровнем
значимости интенсивно используется другими, это могло бы быть признаком высокой
релевантности (относительно информационной ценности). Принятие этого принципа
к окружению электронного обучения помогло
бы квалифицировать информационные
ресурсы и содержание обучения. 5. Резюме Электронное обучение и управление знаниями находится
на подъеме в нашем обществе. Область применения не ограничена окружением
компании, а также не связана с начальным
образованием в объеме школы или университета. Значение непрерывного обучения и
частного образования в ближайшем будущем будет постоянно расти. По-видимому, как электронное обучение, так и
управление знаниями, реагируют на высокий спрос на продолжение образования,
хотя ни одно из направлений фактически не осуществлено. В пределах этой работы
мы суммировали индивидуальные ключевые особенности представленных систем и отметили
некоторые из совпадений и подобий. Наконец, мы представили сравнительный анализ
возможных проблем совместных действий, где одна из областей могла усовершенствоваться с помощью
функциональных возможностей другой. Мы уверены, что дальнейшее образование может быть
поддержано только средой, которая совмещает в себе как управление знаниями, так
и электронное обучение. 6. Подтверждение Информационный центр - Центр Компетентности,
финансируемый в рамках австрийской программы обучения от младшего возраста до центров
компетентности (www.kplus.at) под покровительством австрийского Министерства
транспорта, инноваций и технологий. Справочная информация [1] ISO/IEC Joint Technical Commitee
1. International Standards
Organization, Geneva, Switzerland. [2] Tom Barron. A Smarter Frankenstein: The
Merging of e-Learning and Knowledge Management. Learning Circuits,
2000. [3] С Despres and D.
Chauvel, editors. The Present and the Promise of
Knowledge Management. Butterworth-Heinemann,
2000. [4] CEN/ISSS European
Committee for Standardization. [5] IEEE
Learning Technology Standards Committee (LTSC). IEEE
computer society, [6]
Commission of the European Communities. Memorandum on
Life-long Learning. SEC (2000), 1832, 2000. [7]
Harvard Business Review, editor. Harvard Business Review
on Knowledge Management. [8]
Marc Jeffrey Rosenberg. e-Learning. Strategies For Delivering Knowledge in
the Digital Age. McGraw-Hill, 2001. [9] Robert J. Thierauf. Knowledge
Management Systems for Business. Quorum, 1999. |
|||||||||||||||
© НОК CLAIM. Замечания, вопросы и сведения об ошибках просим сообщать в форуме или присылать администратору сайта. |