CLAIM – научно-образовательный кластер

Дистанционное обучение – управляемый путь к получению знаний

1. Введение

Стремительное и непрерывное развитие общества в "среду, получающую знания" сопровождается двумя понятиями: "управление знаниями" и "электронное (дистанционное) обучение". Возрастает значение образования не только в качестве традиционного школьного образования, но также в форме непрерывного процесса обучения, как в деловом, так и в личностном контексте. В наши дни человек как никогда ранее нуждается в информации для того, чтобы управлять личной и деловой жизнью. Значение процесса непрерывного обучения может быть отчетливо представлено множеством инициатив, в которых очевидна политика в области образования. Европейское Экономическое Сообщество недавно опубликовало меморандум о непрерывном обучении [6], в котором в первый раз было официально определено законом право каждого гражданина на участие в процессе непрерывного обучения.

Электронное обучение и управление знаниями представляют собой две концепции, которые направлены на обеспечение требований процесса непрерывного обучения. Электронное обучение является продуктом развития более чем тридцатилетнего компьютерного обучения и представляет собой управляемый процесс обучения, где цели и поле деятельности ясно определены и сфокусированы на индивидуальных потребностях обучаемого и его перспективах. Электронное обучение уходит своими корнями в образовательное сообщество. Управление знаниями развивается в пределах делового контекста. Существуют две точки зрения на управление знаниями, ориентированные на пользователя и технологический подход. С точки зрения ориентированной на пользователя, управление знаниями может интерпретироваться как методология на получение, разделение, удержание и управление знаниями [7]. Оно четко сфокусировано на управлении людьми, владеющими знаниями, а не только на управлении знаниями или непосредственно информацией. С технологической точки зрения, управление знаниями могло бы быть рассмотрено как дальнейшее развитие информационных систем управления и, таким образом, сосредоточено на управлении информацией, знаниями и взаимосвязью между информационными объектами. В общем, управление знаниями направлено на косвенный, но непрерывный процесс обучения. Управление знаниями и электронное обучение обычно рассматривают как независимые понятия, поскольку электронное образование основывается на многолетних традициях, а управление знаниями - недавно появившаяся тема.

 

2. Фазы управления знаниями

 

Для того чтобы понять воздействие управления знаниями на организацию, надо посмотреть на цикл управления знаниями и поток знаний в организации. Нонака и Токенучи [8] исследовали отношения между неявными и явными знаниями и описали четыре фазы преобразования знаний: социализация, формализация, структурирование и персонализация. Цель реализации управления знаниями в организации состоит в том, чтобы увеличить объем неявных знаний, которыми обладает человек, для того, чтобы применить их к решению деловых проблем. То, что предлагает пятая фаза, - это познание, которое является применением знаний, которые были получены посредством других фаз.

· Социализация: передача неявных знаний от одного человека другому

· Формализация: перевод в репозиторий (хранилище) неявных знаний в явные

· Структурирование: объединение различных форм явных знаний для создания новых явных знаний

· Персонализация: извлечение явных релевантных знаний из репозитория для нужд отдельно взятого человека и доставки переведенных знаний этому человеку

· Познание: применение явных знаний к деловой проблеме.

 

3. Индивидуальные характеристики

Электронное обучение охватывает полный цикл процесса обучения [9], функциональные возможности которого были либо разработаны непосредственно при исследованиях в области электронного обучения, либо были адаптированы к требованиям электронного обучения.

Авторская разработка: Она охватывает педагогические, психологические и дидактические проблемы настолько, насколько и технические вопросы.

Управление курсом: Эта важная характеристика включает в себя не только функциональные возможности этого направления или его развертывания на основе существующего обучающего материала, но также и все аспекты структурирования и упорядочивания этой сферы.

Администрирование и регистрирование (составление списков): Администрирование включает в себя пользовательское управление, администрирование прав доступа и все аспекты регистрирования, которые были заимствованы в и решениях электронного бизнеса и электронной коммерции.

Профессиональная ориентация: Функциональные возможности интерактивной профессиональной ориентации - достаточно новая возможность систем электронного обучения.

Изучение, осуществление, применение: Наиболее важный аспект электронного обучения - это фаза изучения. Эта фаза включает в себя использование информации, все виды общения, вопросы, заданные интерактивно, навигацию и использование средств дистанционного обучения.

Исследование, испытание: В ходе этой фазы благодаря дистанционному обучению становятся ощутимым результат взаимодействия учащегося и системы.

Обратная связь: Соответствующая среда дистанционного обучения пытается собрать и рассмотреть сообщения от пользователей.

 

Широкий спектр применения: Электронное обучение используется как вариант традиционного метода обучения, изложения материала школьной программы и программы колледжа.

Стандартизация: Большие усилия вкладываются в область стандартизации электронного обучения. ISO/IEC JTC-1 [1], IEEE, LTSC [5] и CEN/ISSS WS-LT [4] - сложный сертификационный процесс стандартизации электронного обучения с множеством различных подходов в этой области, в развитии которых принимают участие многие организации.

Осознанный образовательный процесс: Тесты предназначены для мониторинга результатов обучения, а уровни квалификации учащихся показывают, с какого пункта учебного плана нужно начинать.

Централизованное обучение: Преподаватель, прикрепленный к определённой группе студентов, должен проводить занятия, имитируя обычный учебный процесс, который можно увидеть в университетах и колледжах.

Управление знаниями: Осуществляется с двух сторон: технологически-ориентированной и ориентированной на пользователя.

4. Сравнительный анализ

Управление знаниями и дистанционное обучение имеют различные цели. Хотя дистанционное обучение иногда классифицируется как часть направления управления знаниями, и многие производители систем УЗ развивают также окружающие среды электронного обучения, возможны совместные действия, основанные на более интегрированном представлении.

Интеграция экспертов: системы УЗ предлагают доступ к ресурсам с использованием экспертной системы или «желтым страницам». Каждый отдельный человек в пределах прикладной области мог бы быть идентифицирован системой как эксперт для определенной области на основе ее деятельности, экспертизы и/или навыков. Положение работы в пределах компании обычно не имеет никакого воздействия на процесс идентификации. Окружения электронного образования испытывают недостаток в ресурсах с использованием экспертной системы и лишают студентов возможности поделиться знаниями в классе. Чаще всего структура модели студент-преподаватель очень строга и лишена возможности что-либо изменить или обсудить.

Представим модель системы УЗ в виде схемы из четырех четвертей.

рис. 1. Модель системы управления знаниями

Преподаватели должны преподавать, в то время как студенты должны учиться. Изучение многолетнего опыта доказывает, что потенциал студентов, участвующих в обучающем процессе в специфических темах учебного плана чрезвычайно высок. Почти на каждом курсе есть студенты, которые имеют обширные знания по какой – либо теме, позволившие им замечательным образом поддержать преподавателя в его преподавательской деятельности.

Фоновая библиотека: В системах электронного обучения учебный материал берется из различных источников. Основные части традиционно профессионально созданы преподавателями. Во многих случаях к этому материалу добавлена вводная информация. Эта вторичная информация может состоять из электронных руководств, сообщений, цифровых книг, звукового или видео материала или просто ссылок в Интернете, она не обязательно копируется в среду электронного обучения, но может также отсылаться посредством гиперссылки. Система УЗ чаще всего фокусируется на своих собственных перспективах, что мешает пользователям расширять их индивидуальную рабочую среду внешней информацией. С другой стороны электронное обучение выиграло бы от заимствования информации.

Информационное взаимодействие: В окружении электронного обучения используется взаимодействие студента с содержанием изучения. Им позволено ставить пометки, делать электронные аннотации, давать комментарии, расширять учебный материал с их собственными приложениями - и делать все это в частном или общественном контексте. Системы УЗ обычно испытывают недостаток в этой функции со ссылкой на безопасные источники. Мы уверены, что подобные функциональные возможности увеличили бы мотивацию к работе в системах УЗ и помогли бы решить проблемы приема, широко известные в компаниях и учреждениях систем УЗ.

Управление навыками: системы УЗ обычно применяют ролевую модель, где пользователи назначены на роли и им предлагают индивидуальный информационный доступ и определенные представления о работе. Системы электронного обучения имеют функциональные возможности, где студенты распределены на классы и курсы, и им дана соответствующая теоретическая база. Электронное обучение традиционно основано на процедуре оценки, где студенты оцениваются по техническим знаниям. Эти процедуры оценки поддерживают деление участников на роли и регулирование необходимых информационных теоретических материалов и рабочих сред.

Информационный толчок: Системы УЗ обычно являются как реактивными, так и активными. Пользователи могут подвергнуть сомнению информацию от системы УЗ посредством средств обслуживания поиска, форм запроса и другой информации, функциональные возможности извлечения информации. В дополнение к этому, системы УЗ обычно предлагают информационные технологии толчка. В зависимости от роли (положения) пользователя и области интереса и деятельности, информация возможной уместности и интереса предоставляется периодически без потребности во взаимодействии или инициировании пользователя. Интеллектуальные механизмы обратной связи помогают точно настраивать информационные источники и улучшать качество. Окружения электронного обучения значительно увеличили бы эффективность и качество, принимая подобные услуги.

 

Динамичная оценка релевантности: ключевая особенность современных систем УЗ - автоматизированная и динамичная оценка релевантности информации. Информация оценивается не только уровнем значимости авторской разработки (стандартов рабочей группы, управления, группы экспертов...), или официального статуса документа (стандарт, закон, директива, сообщение, рабочее сообщение...) но также и ценностью информации для целевой группы. Если информация не используется целевой группой, то она, очевидно, имеет небольшую релевантность. С другой стороны, если небольшая информация с незначительным официальным уровнем значимости интенсивно используется другими, это могло бы быть признаком высокой релевантности (относительно информационной ценности). Принятие этого принципа к окружению электронного обучения помогло бы квалифицировать информационные ресурсы и содержание обучения.

5. Резюме

В настоящее время электронное обучение и управление знаниями находятся на подъеме. Область применения не ограничена окружением, а также не связана с начальным образованием в объеме школы или университета. По-видимому, электронное обучение и управление знаниями реагируют на высокий спрос на продолжение образования, поэтому дальнейшее образование может быть поддержано только средой, которая совмещает в себе как управление знаниями, так и электронное обучение. Значение непрерывного обучения и частного образования в ближайшем будущем будет постоянно расти.

Ссылки:

[1] ISO/IEC Joint Technical Commitee 1. International Standards Organization, Geneva, Switzerland.

[2] Tom Barron. A Smarter Frankenstein: The Merging of e-Learning and Knowledge Management. Learning Circuits, 2000.

[3] С Despres and D. Chauvel, editors. The Present and the Promise of Knowledge Management. Butterworth-Heinemann, 2000.

[4] CEN/ISSS European Committee for Standardization. Brussels.

[5] IEEE Learning Technology Standards Committee (LTSC). IEEE computer society, Washington DC., USA. http://ltsc.ieee.org/.

[6] Commission of the European Communities. Memoran­dum on Life-long Learning. SEC (2000), 1832, 2000.

[7] Harvard Business Review, editor. Harvard Business Review on Knowledge Management. Harvard Business School Press, 1998.

[8] Nonaka, I. and H. Takeuchi. The Knowledge-Creating Company, Oxford Univ. Press, NY, 1995.

[9] Marc Jeffrey Rosenberg. e-Learning. Strategies For Delivering Knowledge in the Digital Age. McGraw-Hill, 2001.

 © НОК CLAIM. Замечания, вопросы и сведения об ошибках просим сообщать в форуме или присылать администратору сайта.