CLAIM – научно-образовательный кластер |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Дистанционное обучение – управляемый путь к получению
знаний 1. Введение Стремительное и непрерывное развитие
общества в "среду, получающую знания" сопровождается двумя понятиями:
"управление знаниями" и "электронное (дистанционное)
обучение". Возрастает значение образования не только в качестве
традиционного школьного образования, но также в форме непрерывного процесса
обучения, как в деловом, так и в личностном контексте. В наши дни человек как
никогда ранее нуждается в информации для того, чтобы управлять личной и деловой
жизнью. Значение процесса непрерывного обучения может быть отчетливо
представлено множеством инициатив, в которых очевидна политика в области
образования. Европейское Экономическое Сообщество недавно опубликовало
меморандум о непрерывном обучении [6], в котором в первый раз было официально
определено законом право каждого гражданина на участие в процессе непрерывного
обучения. Электронное обучение и управление знаниями представляют собой две концепции, которые направлены на обеспечение требований процесса непрерывного обучения. Электронное обучение является продуктом развития более чем тридцатилетнего компьютерного обучения и представляет собой управляемый процесс обучения, где цели и поле деятельности ясно определены и сфокусированы на индивидуальных потребностях обучаемого и его перспективах. Электронное обучение уходит своими корнями в образовательное сообщество. Управление знаниями развивается в пределах делового контекста. Существуют две точки зрения на управление знаниями, ориентированные на пользователя и технологический подход. С точки зрения ориентированной на пользователя, управление знаниями может интерпретироваться как методология на получение, разделение, удержание и управление знаниями [7]. Оно четко сфокусировано на управлении людьми, владеющими знаниями, а не только на управлении знаниями или непосредственно информацией. С технологической точки зрения, управление знаниями могло бы быть рассмотрено как дальнейшее развитие информационных систем управления и, таким образом, сосредоточено на управлении информацией, знаниями и взаимосвязью между информационными объектами. В общем, управление знаниями направлено на косвенный, но непрерывный процесс обучения. Управление знаниями и электронное обучение обычно рассматривают как независимые понятия, поскольку электронное образование основывается на многолетних традициях, а управление знаниями - недавно появившаяся тема. 2. Фазы управления знаниями
Для того чтобы понять
воздействие управления знаниями на организацию, надо посмотреть на цикл управления
знаниями и поток знаний в организации. Нонака и Токенучи [8] исследовали
отношения между неявными и явными знаниями и описали четыре фазы преобразования
знаний: социализация, формализация, структурирование и персонализация. Цель реализации
управления знаниями в организации состоит в том, чтобы увеличить объем неявных
знаний, которыми обладает человек, для
того, чтобы применить их к решению деловых проблем. То, что предлагает пятая
фаза, - это познание, которое является применением знаний, которые были получены
посредством других фаз. · Социализация:
передача неявных знаний от одного человека другому · Формализация:
перевод в репозиторий (хранилище) неявных знаний в явные · Структурирование: объединение
различных форм явных знаний для создания новых явных знаний · Персонализация:
извлечение явных релевантных знаний из репозитория для нужд отдельно взятого
человека и доставки переведенных знаний этому человеку · Познание:
применение явных знаний к деловой проблеме. 3. Индивидуальные характеристики Электронное обучение охватывает полный цикл
процесса обучения [9], функциональные возможности которого были либо
разработаны непосредственно при исследованиях в области электронного обучения, либо были адаптированы
к требованиям электронного обучения. Авторская
разработка: Она охватывает педагогические, психологические и дидактические
проблемы настолько, насколько и технические вопросы. Управление
курсом: Эта важная характеристика включает в себя не только функциональные
возможности этого направления или его развертывания на основе существующего обучающего материала,
но также и все аспекты структурирования и упорядочивания этой сферы. Администрирование
и регистрирование (составление списков): Администрирование включает в себя
пользовательское управление, администрирование прав доступа и все аспекты
регистрирования, которые были заимствованы в
и решениях электронного бизнеса и электронной коммерции. Профессиональная
ориентация: Функциональные возможности интерактивной профессиональной ориентации
- достаточно новая возможность систем электронного обучения. Изучение,
осуществление, применение: Наиболее важный аспект электронного обучения -
это фаза изучения. Эта фаза включает в себя использование информации, все виды
общения, вопросы, заданные интерактивно, навигацию и использование средств
дистанционного обучения. Исследование,
испытание: В ходе этой фазы благодаря дистанционному обучению становятся
ощутимым результат взаимодействия учащегося и системы. Обратная связь:
Соответствующая среда дистанционного обучения
пытается собрать и рассмотреть сообщения от пользователей. Широкий
спектр применения: Электронное обучение используется как вариант
традиционного метода обучения,
изложения материала школьной программы и программы колледжа. Стандартизация:
Большие усилия вкладываются в область стандартизации электронного обучения. ISO/IEC JTC-1 [1], IEEE, LTSC [5] и CEN/ISSS
WS-LT [4] - сложный сертификационный процесс стандартизации электронного
обучения с множеством различных подходов в этой области, в развитии которых
принимают участие многие организации. Осознанный
образовательный процесс: Тесты предназначены для мониторинга результатов
обучения, а уровни квалификации учащихся показывают, с какого пункта учебного
плана нужно начинать. Централизованное
обучение: Преподаватель, прикрепленный к определённой группе студентов,
должен проводить занятия, имитируя обычный учебный процесс, который можно
увидеть в университетах и колледжах. Управление
знаниями: Осуществляется с двух сторон: технологически-ориентированной и
ориентированной на пользователя. 4. Сравнительный анализ Управление знаниями и дистанционное обучение
имеют различные цели. Хотя дистанционное обучение иногда классифицируется как
часть направления управления знаниями, и многие производители систем УЗ
развивают также окружающие среды электронного обучения, возможны совместные
действия, основанные на более интегрированном представлении. Интеграция экспертов: системы УЗ предлагают доступ к ресурсам с использованием экспертной системы или «желтым страницам». Каждый отдельный человек в пределах прикладной области мог бы быть идентифицирован системой как эксперт для определенной области на основе ее деятельности, экспертизы и/или навыков. Положение работы в пределах компании обычно не имеет никакого воздействия на процесс идентификации. Окружения электронного образования испытывают недостаток в ресурсах с использованием экспертной системы и лишают студентов возможности поделиться знаниями в классе. Чаще всего структура модели студент-преподаватель очень строга и лишена возможности что-либо изменить или обсудить. Представим модель системы УЗ в виде схемы из четырех четвертей. рис. 1. Модель системы управления знаниями Преподаватели должны преподавать, в то время как студенты должны учиться. Изучение многолетнего опыта доказывает, что потенциал студентов, участвующих в обучающем процессе в специфических темах учебного плана чрезвычайно высок. Почти на каждом курсе есть студенты, которые имеют обширные знания по какой – либо теме, позволившие им замечательным образом поддержать преподавателя в его преподавательской деятельности. Фоновая библиотека:
В системах электронного обучения учебный материал берется из различных
источников. Основные части традиционно
профессионально созданы преподавателями. Во многих случаях к этому материалу добавлена вводная информация.
Эта вторичная информация может состоять из электронных руководств, сообщений,
цифровых книг, звукового или видео материала или просто ссылок в
Интернете, она не обязательно копируется
в среду электронного обучения, но может
также отсылаться посредством гиперссылки. Система УЗ чаще всего фокусируется на
своих собственных перспективах, что
мешает пользователям расширять их индивидуальную рабочую среду внешней
информацией. С другой стороны электронное обучение выиграло бы от заимствования информации. Информационное
взаимодействие: В окружении электронного обучения используется взаимодействие студента с
содержанием изучения. Им позволено ставить пометки, делать электронные
аннотации, давать комментарии, расширять учебный материал с их собственными
приложениями - и делать все это в частном или общественном контексте. Системы
УЗ обычно испытывают недостаток в этой функции со ссылкой на безопасные
источники. Мы уверены, что подобные функциональные возможности увеличили бы мотивацию к работе в системах УЗ
и помогли бы решить проблемы приема, широко известные в компаниях и учреждениях
систем УЗ. Управление навыками:
системы УЗ обычно применяют ролевую модель, где пользователи назначены на роли
и им предлагают индивидуальный информационный доступ и определенные
представления о работе. Системы электронного обучения имеют функциональные возможности, где студенты
распределены на классы и курсы, и им дана соответствующая теоретическая база.
Электронное обучение традиционно основано на процедуре оценки, где студенты
оцениваются по техническим знаниям. Эти процедуры оценки поддерживают деление
участников на роли и регулирование необходимых информационных теоретических
материалов и рабочих сред. Информационный толчок:
Системы УЗ обычно являются как реактивными, так и активными. Пользователи могут
подвергнуть сомнению информацию от системы УЗ посредством средств обслуживания
поиска, форм запроса и другой информации,
функциональные возможности извлечения информации. В дополнение к этому,
системы УЗ обычно предлагают информационные технологии толчка. В зависимости от
роли (положения) пользователя и области интереса и деятельности, информация
возможной уместности и интереса предоставляется периодически без потребности во взаимодействии или
инициировании пользователя. Интеллектуальные механизмы обратной связи помогают
точно настраивать информационные источники и улучшать качество. Окружения
электронного обучения значительно увеличили бы эффективность и качество,
принимая подобные услуги. Динамичная оценка
релевантности: ключевая особенность современных систем УЗ -
автоматизированная и динамичная оценка релевантности информации. Информация
оценивается не только уровнем значимости авторской разработки (стандартов
рабочей группы, управления, группы экспертов...), или официального статуса
документа (стандарт, закон, директива, сообщение, рабочее сообщение...) но
также и ценностью информации для целевой
группы. Если информация не используется целевой группой, то она, очевидно,
имеет небольшую релевантность. С другой стороны, если небольшая информация с
незначительным официальным уровнем значимости интенсивно используется другими,
это могло бы быть признаком высокой релевантности (относительно информационной
ценности). Принятие этого принципа к
окружению электронного обучения помогло бы квалифицировать информационные ресурсы и
содержание обучения. 5. Резюме В настоящее время электронное обучение и
управление знаниями находятся на подъеме. Область применения не ограничена
окружением, а также не связана с
начальным образованием в объеме школы или университета. По-видимому,
электронное обучение и управление знаниями реагируют на высокий спрос на
продолжение образования, поэтому
дальнейшее образование может быть поддержано только средой, которая
совмещает в себе как управление знаниями, так и электронное обучение. Значение
непрерывного обучения и частного образования в ближайшем будущем будет постоянно расти. Ссылки: [1] ISO/IEC Joint Technical Commitee
1. International
Standards Organization, Geneva,
Switzerland. [2] Tom Barron.
A Smarter Frankenstein: The Merging of e-Learning and Knowledge
Management. Learning Circuits, 2000. [3] С Despres and D. Chauvel, editors. The
Present and the Promise of Knowledge Management. Butterworth-Heinemann,
2000. [4] CEN/ISSS European Committee for Standardization. Brussels. [5] IEEE Learning Technology
Standards Committee (LTSC). IEEE computer society, Washington DC.,
USA. http://ltsc.ieee.org/. [6] Commission of the European
Communities. Memorandum on Life-long Learning. SEC (2000), 1832,
2000. [7] Harvard Business Review,
editor. Harvard Business Review on Knowledge Management. Harvard
Business School Press, 1998. [8] Nonaka, I. and H. Takeuchi. The
Knowledge-Creating Company, Oxford Univ. Press, NY, 1995. [9] Marc Jeffrey Rosenberg. e-Learning.
Strategies For Delivering Knowledge in the Digital Age. McGraw-Hill, 2001. |
|||||||||||||||
© НОК CLAIM. Замечания, вопросы и сведения об ошибках просим сообщать в форуме или присылать администратору сайта. |