Едва ли не каждый новый день приносит печальные известия: из-за не завезенного вовремя топлива замерзают целые округа, бюджетники не получают зарплату в срок, средства, выделенные на капитальное строительство, «ушли в неизвестном направлении»… Разумеется, часть таких происшествий случается по вине нечистого на руку руководства. Но речь сейчас не об этом. В ряде случаев чрезвычайные ситуации возникают из-за того, что руководством не была вовремя и адекватно оценена обстановка и не были смоделированы варианты развития событий. Создать такой прогноз у себя в голове человек не в состоянии, поскольку возможности его объективно ограничены. Но в качестве «мозгового усилителя» ему можно дать специальную автоматизированную систему управления — ситуационный центр.
Ситуационными центрами называют и аналитические системы, и диспетчерские центры, и центры стратегического моделирования, и даже комнаты для презентаций. Термин перегружен, и четкого определения на сегодняшний день пока не выработано. «Название „ситуационный центр“ очень условно, — говорит Валерий Шатров, директор Отделения ситуационного моделирования компании IBS. — Когда СЦ только появились, они имели назначение в соответствии со своим названием — это были места, где принимаются экстренные решения при авариях на транспорте, на сложных технических комплексах и тому подобное. В случае чрезвычайного происшествия специалисты собирались вместе, рассматривали информацию и срочно искали пути выхода из ситуации. Потом это понятие расширилось, и ситуационными центрами стали называть центры, где принимаются не только экстренные, но и все важные решения. По сути, такие центры являются центрами стратегического моделирования. Термин „стратегическое“ определяет уровень управления, для которого они предназначены, а „моделирование“ указывает на то, что создается прогноз развития ситуации с вмешательством».
На сегодняшний день термин «ситуационный центр» не отражает сути решений данного класса в полной мере, но поскольку он является общеупотребительным, мы будем использовать именно его.
Оценка ситуации предполагает учет множества факторов. Но человек, как известно, не в состоянии учитывать одновременно большое их количество. Для того чтобы руководитель мог адекватно оценивать ситуацию на текущий момент и моделировать варианты ее развития, ему нужен переход от видения большого количества разрозненных факторов к концентрированному видению ситуации, ему необходимо средство, позволяющее производить оценку возможного состояния среды при различных изменениях факторов.
На сегодняшний день на предприятиях и в организациях активно внедряются и используются аналитические информационные системы. Аналитическая система позволяет хорошо детализировать и рассмотреть срезы обстановки и, в принципе, может дать некоторый прогноз. Но она, как правило, не дает возможности «проиграть» различные варианты, одновременно осуществляя планирование.
«Ситуационный центр предполагает „проигрывание“ вариантов развития событий и выбор из них одного, квазиоптимального, — объясняет Валерий Шатров. — Может быть, даже эмпирически, поскольку не всегда можно точно посчитать, какой вариант лучше. СЦ дает возможность лицу, принимающему решение, учесть не только практические данные, но еще и те неформализуемые факторы, которые он знает, но не может внятно сформулировать. Ситуационный центр позволяет также сформировать прогноз с учетом вмешательства».
Массовый интерес к ситуационным центрам только начинает возникать, поэтому данное решение многим кажется новым. Между тем, история ситуационных центров ведет свой отсчет с середины прошлого века. В СССР существовала развернутая государственная программа по созданию ситуационных центров для каждого министерства и ведомства, для крупных предприятий. Наиболее серьезные разработки в этой области создавались для военных ведомств. Существовала парадигма ситуационного управления, когда видение ситуации при управлении сложными объектами сводится к некоторому количеству обозримых состояний. Сегодня, в условиях большей открытости, этот опыт можно было бы использовать для создания СЦ для государственных органов и крупных коммерческих структур. Но, как и во многих других областях нашей жизни, здесь, в некоторой степени, «прервалась связь времен». «На переходе от одной общественной формации к другой был в значительной степени утерян научно-технический потенциал, — рассказывает Валерий Шатров. — Многие специалисты из тех, кто умел когда-то создавать ситуационные центры, оказались либо не у дел, либо ушли в мир иной. Кроме того, научно-техническая революция привела к тому, что технические платформы, на которых это делалось раньше, исчезли, программные платформы постигла та же участь. Соответственно, методики, которые были на них сориентированы, оказались невостребованными. Сегодня во многом процесс приходится начинать заново, поскольку готовых компонент уже нет. А то, что заимствовано у Запада, безусловно, не предполагает высоких технологий, поскольку новые разработки они никому не откроют».
Но «процесс пошел», и, поскольку потребность в СЦ существует, методом проб и ошибок будут находиться верные решения. Правда, цена ошибки для организации-пользователя может быть велика. Поэтому при выборе поставщика подобного решения надо семь раз отмерить, оценивая профессионализм и опыт разработчиков.
«Правильнее всего назвать создание СЦ задачей системной интеграции, — говорит Алексей Шовкун, руководитель проектов департамента корпоративных систем „ЛАНИТ“. — Есть три области компетенции, необходимые для создания такой системы: работа с информационно-вычислительным оборудованием, работа с организацией хранилищ данных и создание специализированных математических моделей. Сейчас ситуация на рынке такова, что есть компании, которые предлагают по отдельности эти компетенции, но мало кто может предложить все одновременно. На мой взгляд, правильная организация работы по созданию СЦ — это выбор головного подрядчика, мощного системного интегратора, обладающего хотя бы двумя компетенциями, который сможет взять на субподряд компании, обладающие нужными компетенциями. Например, созданием математических моделей, как правило, занимаются специализированные НИИ».
В самом общем случае, СЦ можно определить как интегрированный программно-аппаратный комплекс, реализующий функции поддержки процессов подготовки и принятия решений.
Функционирование СЦ предусматривает использование:
Очевидно, что СЦ, предназначенный для решения задач мониторинга состояния некоторого физического объекта (например атомной электростанции), будет существенно отличаться по составу используемых средств от СЦ, предназначенного для выработки стратегических решений развития некоторой отрасли или компании. Если для СЦ первого типа существенно отображение данных в реальном времени (порядка секунд, минут), то для вторых необходима возможность глубокого анализа данных (в ходе подготовки к принятию решений), а также поддержка различных сценариев работы, направленных на выработку коллективного решения и согласование различных точек зрения (например при принятии целевых программ).
«СЦ является ключевым звеном общей информационной структуры управления. При его построении исходят из принципов открытости, безопасности, надежности и расширяемости системы, — говорит Валерий Шатров. — Программная составляющая СЦ представляет собой совокупность общесистемного и специального программного обеспечения, включающего в себя операционные системы, СУБД, прикладные программы обработки, анализа и представления данных, программные средства обеспечения ввода и передачи информации между приложениями и узлами комплекса, управления сетями, защиты информации и т. п.».
«Процессы моделирования предметной области, накопления и аналитического исследования данных, визуализации информации, составляющие основу всех СЦ, реализуются специалистами разных областей знаний, зачастую практически независимо, — рассказывает Алексей Шовкун. — Так, для разработки математических моделей совершенно неважно, каким образом и откуда будут получены реальные исходные данные и в каком виде будут отображаться результаты моделирования. Но все это имеет решающее значение с точки зрения функционирования СЦ как единой системы, обеспечивающей представление непротиворечивой информации в наиболее удобном для принятия решений виде. Поэтому для создания СЦ необходима технологическая основа, обеспечивающая сопоставимость информационных ресурсов, накопление выверенных данных, а также инструментальные средства, позволяющие интегрировать компоненты СЦ. В этом заключается ключевая особенность подобных систем, а их создание должно основываться на принципах системной интеграции существующих и разрабатываемых решений в единый программно-аппаратный комплекс».
Для предоставления информации руководству используется специально оснащенное помещение, в котором на комплексе специализированных средств визуализации отображается информация по текущему и прогнозируемому состоянию основных параметров в интересующем руководителя срезе.
СЦ способствует повышению качества и оперативности взаимодействия между подразделениями или смежными структурами. При обсуждении на заседаниях можно непосредственно в зале заседаний моделировать последствия предлагаемых каждой стороной решений и выявлять недостоверную информацию. Одним из важных преимуществ ситуационного центра, выделяющим его среди других систем поддержки принятия решений, являются мощные и гибкие возможности визуализации. На этом последнем уровне все результаты анализа, прогнозы и варианты развития представляются в наиболее удобном для восприятия и осмысления виде.
По степени сложности, масштабу и типу решаемых задач ситуационные центры делятся на три класса:
…тот владеет миром». Или эффективно управляет частью этого мира — от государства в целом до отдельных его административно-территориальных единиц и крупных территориально-распределенных предприятий. В создании ситуационных центров заинтересованы, прежде всего, государственные органы и ведомства и крупный бизнес. «В любом крупном ведомстве нужен комплексный подход к созданию систем управления. Наверху находится СЦ, который опирается на существующие системы автоматизации деятельности министерства или ведомства, предназначенные для среднего звена управления. Если же система не замкнута сверху системообразующим звеном, то этого недостаточно для полноценного управления», — считает Валерий Шатров.
Дальше логично было бы написать о неуклонно возрастающем интересе к решениям класса СЦ со стороны высших руководителей различных государственных ведомств и о том, как этот интерес начинает воплощаться в создание подобных центров. Но действительное не всегда совпадает с желаемым. По свидетельству разработчиков СЦ, в «эпоху перемен» далеко не каждый руководитель лично заинтересован в решении задач, стоящих перед ведомством, и, соответственно, выработке долгосрочной и среднесрочной стратегии. Часть руководителей, занятых решением насущных проблем, может недооценивать преимущества создания СЦ по банальной причине — «не доходят руки». Кроме того, высокая стоимость подобных средств тоже не способствует быстрому переходу интереса к СЦ из теоретической области в прикладную.
Осознанию необходимости использования СЦ могут в большой мере способствовать люди, которые на сегодняшний день вынуждены, в некоторой степени, играть роль компонент ситуационного центра, предоставляя руководителям информацию, необходимую для принятия стратегически важных решений. Это и аналитики — как в области государственного управления, так и в области бизнеса, и сами CIO, способные донести до руководства мысль о преимуществах СЦ.
Крупный бизнес только начинает присматриваться к решениям класса СЦ, но вскоре, вероятно, следует ожидать взрывного интереса к подобным автоматизированным системам. Если в госструктурах фактором ограничения часто выступает отсутствие необходимых средств или сложности с их закладыванием в бюджет, то крупный бизнес достаточно быстро находит деньги на выгодные проекты автоматизации. «Интерес к мощным автоматизированным системам управления, будь то ERP или СЦ, как правило, приходит в отрасль сразу, — говорит Алексей Шовкун. — Когда в отрасли кончается эпоха дикого капитализма и начинается развитой капитализм, когда нельзя уже отвоевывать рынки экстенсивным путем и надо конкурировать за счет эффективности, сразу возникает интерес к системам, позволяющим повысить эффективность бизнеса».
Высокая стоимость ситуационных центров — далеко не единственное и не главное препятствие на пути их широкого распространения. Мощным, хотя и скрытым тормозом является общая культура управления, сложившаяся в организациях и ведомствах. Руководитель может ощущать потребность в создании СЦ, но все звено среднего менеджмента может этот процесс тормозить. Люди из окружения руководителя, являясь участниками процесса управления, одновременно могут решать и свои личные задачи, не всегда совпадающие с задачами организации. Преследуя свои интересы, они могут подавать руководителю только ту информацию, которую считают нужной. А СЦ сделает их деятельность прозрачной и контролируемой.
Рассказывает Валерий Шатров: «Когда мы начинали проект по созданию центра стратегического моделирования в Якутии (Информационного центра президента РС(Я)), руководитель, который был в данном случае куратором проекта, сразу четко обозначил причины интереса к СЦ: „Я не хочу слушать чужие интерпретации. Я хочу сам давать оценку ситуации“. Да, все его подчиненные участвуют в настройке оценок, но, настроив их, они больше к ним непричастны. И раз сотрудники не могут произвольно изменить настройки в любой удобный момент по собственному желанию, всегда можно посмотреть и понять — адекватно ли настроена та или иная часть. А когда контур управления основан просто на людях, то каждый раз руководитель вынужден слушать слова своих подчиненных. А в слова, как известно, может быть облечена разная интерпретация происходящего. Руководитель не в состоянии проверить всю информацию, преподносимую ему подчиненными, потому что это громадные объемы. А если система позволяет „вывести“ обстановку и он может в любой момент увидеть, из чего сложилась любая оценка, пройти вглубь до того параметра, который повлиял на нее, то обстановкой управляет он, а не его окружение. У него высокая ответственность, поэтому должна быть и широкая информированность».
При сегодняшнем выстраивании вертикали власти роль таких систем для губернаторов возрастает. При этом СЦ ни в коей мере не отменяет горизонтальных связей.
Создание ситуационного центра — дело хлопотное и крайне затратное. С другой стороны, неверное стратегическое решение в масштабах крупной государственной или коммерческой структуры может обернуться расходами, сопоставимыми с созданием нескольких таких центров. Конечно, не следует воспринимать СЦ как очередную панацею от всех бед. Но и сбрасывать со счетов конкурентные преимущества, которые может дать видение ситуации на несколько шагов вперед, тоже не стоит.