CLAIM – научно-образовательный кластер

Филиппович Андрей Юрьевич

Новые подходы к управлению процессами

обучения должностных лиц государственных

учреждений в области информационных технологий

 

Модернизация госучреждений, направленная на более активное использование современных ИТ, требует непрерывного повышения квалификации должностных лиц. В статье рассматриваются вопросы ведения квалификационных требований в виде онтологий компетенций с использованием современных подходов к управлению процессами анализа потребностей в обучении и оперативного формирования образовательных траекторий с участием нескольких провайдеров обучения.

 

Компетентностная модель специалиста

В настоящее время многие государственные структуры проводят модернизацию, направленную на более активное использование современных информационных технологий (ИТ). Для успешного и эффективного решения задач информатизации необходимо осуществлять непрерывное повышение квалификации должностных лиц госучреждений.

Хорошо построенный процесс повышения квалификации начинается с определения конкретных целей и потребностей в обучении. Основными результатами этого этапа являются ответы на вопросы «кого учить?» и «чему учить?». Согласно федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ответы должны содержаться в специально разработанных квалификационных требованиях (КТ).

За последние три года было проведено несколько работ в этом направлении, наиболее крупными из которых являются разработки КТ для интегрированной автоматизированной информационной системы (ИАИС) Министерства образования и науки РФ, доведенные до проектов государственных образовательных стандартов (ГОС); и КТ к госслужащим в области использования ИТ, разработанные по заказу Министерства информационных технологий и связи РФ на базе распространенных стандартов ECDL (European Computer Driving Licence) и MOS (Microsoft Office Specialist).

На сегодняшний день подобные разработки, несмотря на их актуальность и затребованность, пока не нашли широкого применения, поэтому большинство госучреждений используют только общие КТ, которые определяют необходимый профиль образования и стаж работы. Отсутствие развитых механизмов управления процессом формирования требований приводит к тому, что они составляются эклектично, субъективно и не согласуются друг с другом. Кроме того, они часто не привязываются к реальным производственным нуждам, подгоняются под квоты и нормативные показатели. В следствие этого, качество процесса полностью зависит от квалификации сотрудников, организующих обучение.

Для формализации решения задачи анализа потребностей необходимо создать модели специалистов, которые могут динамически пополняться и модифицироваться в ходе модернизации ИТ-инфраструктуры, развития технологий, изменений регламентов, законодательной базы и т.д. Современные зарубежные и отечественные тенденции в сфере образования ориентированы на использование компетенций, наборы которых могут составить модель типового специалиста.

Компетентностная модель специалиста может стать новой формой представления и ведения КТ. С целью повышения эффективности использования моделей каждой компетенции должны сопоставляться наборы параметров, отвечающие за классификацию по приоритетности, обязательности, области знаний и умений и т.д.

За основу составления компетентностной модели специалиста могут быть взяты существующие должностные инструкции, регламенты работ или типовые функциональные обязанности, которые должны быть сопоставлены используемые в работе ИТ. При оценке планируемых изменений и составлении футуристических моделей специалистов может использоваться проектная документация на программные средства и автоматизированные системы с описанием бизнес-процессов и функций пользователей.

При массовом использовании предлагаемого подхода возникнет необходимость создания баз компетенций, структурированных по областям знаний, умений, предметной специфике и прочим классификационным признакам. Для этих целей могут быть применены онтологии и тезаурусы, получившие в настоящее время широкое распространение.

Наличие компетентностных моделей специалистов , а также образовательных портфолио госслужащих в виде индивидуальных наборов компетенций позволяет определить реальную потребность и объем обучения при внедрении новых ИТ в деятельность госслужащих, а также осуществить эффективную компоновку учебных групп для сокращения затрат на обучение.

Траекторный подход к обучению

Для организации обучения целесообразным является разбиение компетенций на общие, которые не зависят от конкретной специфики аппаратно-программного обеспечения, и специализированные, непосредственно ориентированные на конкретные продукты вендоров. При составлении учебных программ необходимо указывать исходно требуемые ИТ-компетенции, которые определяют условия возможности или целесообразности изучения курса, и получаемыев результате освоения ИТ-компетенции, которые должны быть внесены в образовательные портфолио сотрудников по итогам обучения.

Использование постоянно актуализируемых компетентностных моделей специалистов и образовательных портфолио позволяет легко определять потребности в обучении и ввести новые формы управления процессом организации обучения, основные принципы которого заключаются в следующем:

  • Публикация компетентностных моделей специалистов позволяет провайдерам обучения максимально адаптировать учебные программы под нужды госучреждения.
  • Публикация футуристических (проектных) компетенций и моделей специалистов позволяет провайдерам обучения создавать перспективные программы для подготовки персонала госучреждений к внедрению новых технологий.
  • Публикация выявленных потребностей в виде набора компетенций с указанием регионального расположения носителей знаний позволяет провайдерам обучения самостоятельно выбирать группы компетенций, формировать образовательные программы, оптимизировать группы по целевым аудиториям и выносить предложения госучреждению, частично снимая с него нагрузку по организации обучения.
  • Наличие множества предложений от провайдеров обучения создает предпосылки к выбору оптимальных комбинаций (траекторий) модулей обучения, направленных на повышение и приобретение отдельных компетенций.

Индивидуальные различия в портфолио госслужащих, а также связанность компетенций между собой приводит к необходимости использования эффективных механизмов формирования траекторий и методов управления обучением.

Обеспечение требуемого объема обучения специалистов по непрофильным направлениям деятельности, особенно, в области ИТ за счет использования внутренней системы повышения квалификации (специальных подразделений и подведомственных вузов) является труднодостижимой задачей, поэтому на практике госструктуры активно используют внешние учебные заведения, реализующие программы дополнительного образования.

Одна из основных проблем, препятствующая обучению современным ИТ, заключается в отсутствии, с одной стороны, в аккредитованных учреждениях (вузах) необходимых учебных программ, а с другой стороны, – аккредитации у операторов обучения, реализующих авторизованные курсы поставщиков программного и аппаратного обеспечения.

Особую трудность представляет обучение специализированным ИТ, разработанным специально под нужды госучреждения. Как правило, разработчики при внедрении и сопровождении аппаратно-программных комплексов не используют в процессе обучения профессиональных педагогов и не создают качественные учебно-методические материалы.

Одним из эффективных решений может стать интеграция образовательной деятельности учебных центров, государственных учреждений ДПО и производителей ИТ. Учебный процесс в этом случае должен быть разбит на модули, которые могут проводить члены учебного «альянса», а для учащихся в зависимости от категории или индивидуальных характеристик должны подбираться образовательные траектории.

Использование компетентностных моделей специалистов
в жизненном цикле аппаратно-программного продукта

Повышение эффективности процессов составления и обновления моделей специалистов может быть связано с внедрением практики их использования в стадии жизненного цикла ИТ (аппаратно-программных комплексов):

  • На предпроектной стадии должны анализироваться имеющиеся ИТ-компетенции с целью их сокращения и унификации.
  • На стадии постановки задач (проектирования) необходимо учитывать существующую модель специалиста, его процессные компетенции [Процессные компетенции отражают знание конкретных бизнес-процессов. Для их ведения соответствующие процессы должны быть подробно описаны.], а также усредненные профили соответствующих сотрудников. Введение новой функциональности, новых ИТ должно быть связано с формулированием новых требований к компетенции. Это позволит оценить целесообразность нововведений и необходимые ресурсы для повышения квалификации должностных лиц.
  • На стадии разработки изменения и уточнения к проектной документации также должны быть ориентированы на текущую или футуристическую модель специалиста и его процессные компетенции.
  • На стадии тестирования разработок модели специалистов и процессные компетенции могут быть использованы для составления оптимальных планов тестирования, программ и методик испытания.
  • На стадии опытной эксплуатации в рамках мероприятий обучения и продвижения новых бизнес-процессов модели специалистов помогут подготовиться к занятиям и служить иллюстративным материалом.
  • На стадии сопровождения и поддержки модели специалистов помогут осуществить фильтрацию ошибок, связанных с отсутствием необходимых компетенций, и дать конкретные рекомендации по повышению квалификации пользователей.

Перспективы использования компетенций в сфере высшего профессионального образования

В настоящее время в дополнительном образовании компетенции должны определяться преимущественно потребностями сфер производства и услуг. Можно предположить, что в ближайшем будущем в связи с реформированием системы образования произойдет конвергенция различных категорий операторов обучения, а представители бизнеса будут «диктовать» требования не только дополнительному, но и высшему, и среднему профессиональному образованию. В этом случае актуальным станет вопрос о соотношении различных видов компетенций в процессе обучения.

Оправданным представляется такое разделение, когда общие и наиболее затребованные компетенции изучаются всеми студентами в рамках направления, а специализированные или мало затребованные в рамках дисциплин по выбору. Возможно также создание отдельных специализаций по распространенным технологиям или семействам продуктов крупных вендоров.

 © НОК CLAIM, 2006-2012. Замечания, вопросы и сведения об ошибках просим сообщать в форуме или присылать администратору сайта.

OZON.ru Rambler's Top100