CLAIM – научно-образовательный кластер

Филиппович Андрей Юрьевич

Статья подготовлена при поддержке гранта Президента РФ № МК-5341.2007.9

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам изменения и совершенствования системы образования. Для эффективного и комплексного решения управленческих задач таких, как повышение качества управления сферой образования, оперативное реагирование на изменения потребности в специалистах, внедрение новых форм обучения и т.д., требуется использование современных управленческих информационных технологий. К их числу относятся ситуационные центры (СЦ), которые представляет собой совокупность программно-технических средств, научно-математических методов и инженерных решений для автоматизации процессов отображения, моделирования, анализа ситуаций и управления [см. Ситуационные центры: определения, структура и классификация // PCWeek / RE N 26(392), 15-21 июля 2003].

Применение СЦ целесообразно для управления сложными организационно-техническими системами и решения сложных задач, требующих анализа большого количества взаимосвязанных и часто неполных данных. В сфере образования использование СЦ принимает следующие основные формы: СЦ государственного органа образования, Учебно-отраслевой СЦ, Межвузовский СЦ, Центр стратегического управления образовательным учреждением, Учебный СЦ.

Ситуационный центр государственного органа образования

В настоящее время для Министерства образования и науки РФ и его подразделений (федеральных агентств, департаментов образования и т.д.) ведется ряд проектов по созданию ситуационных центров, которые находятся на стадиях концептуального проектирования, исследования, разработки технико-экономических обоснований и экспериментального использования отдельных компонент. Планируемые СЦ призваны обеспечить новое качество управления сферой образования за счет использования комплексного подхода и самых современных информационных технологий.

Федеральный центр ситуационного анализа (ФЦСА). Основными направлениями деятельности СЦ являются традиционные задачи данного класса систем, а именно: моделирование вероятных ситуаций, прогноз и формирование сценариев их развития, многовариантное стратегическое планирование и поддержка принятия решений. Предполагается, что СЦ будет взаимодействовать с системами учета трудоустройства выпускников образовательных учреждений (например, АСУ ВУЗ) и специализированными системами, используемыми в Минобрнауки и Минтруда РФ, а также с информационной системой управления сферой образования по ключевым показателям деятельности.

Информационно-аналитическая система управления сферой образования по ключевым показателям деятельности. Основными направлениями деятельности СЦ являются: планирование показателей, мониторинг деятельности в сфере управления образованием, аналитика, управленческий учет и отчетность, корректировка отклонений. Система, наряду с ФЦСА, может быть использована для стратегического и оперативного управления отраслью. Предполагается, что СЦ будет взаимодействовать со всеми иными информационными системами Минобрнауки РФ и получать данные от региональных и вузовских источников данных.

Помимо центрального (федерального) СЦ, предполагается также создать сеть региональных СЦ, которые предназначены для снижения риска управленческих ошибок, повышения эффективности принимаемых решений по управлению образованием в регионе, увеличения производительности труда сотрудников органов управления образованием в регионах.

В задачи регионального СЦ входят мониторинг образовательных учреждений региона (финансовое обеспечение, кадровое обеспечение, учащиеся, библиотеки, информатизация и т.д.); организация административного документооборота; контроль исполнения принятых решений; взаимодействие с региональными информационно-аналитическими системами органов государственной власти региона (СЦ, создаваемых в рамках ФЦП "Электронная Россия»).

СЦ мониторинга сферы образования. СЦ можно условно разделить на две подсистемы: информационную системы мониторинга и статистики, и аналитическую информационную систему для мониторинга процессов социального обеспечения в сфере образования. Назначение первой подсистемы — сбор актуальных данных об образовательной деятельности на местах и передача их в систему управления отраслью по ключевым стратегическим показателям, а также в информационные системы комплекса государственной статистики.

Вторая подсистема является аналитическим инструментом поддержки принятия решений в сфере социального обеспечения сотрудников образования. Система обеспечивает сбор необходимых для анализа данных (в т.ч. в процессе взаимодействия с регистром сотрудников сферы образования и другими компонентами единой образовательной информационной системы) и представление данных в различных аналитических разрезах.

Перечисленные СЦ создаются (планируются создать) в рамках федерально-целевой программы развития единой образовательной информационной системы (ФЦП РЕОИС) и ее «наследниц». Вместе отдельные СЦ дополняют друг друга и могут служить основой для создания интегрированного ситуационного центра Минобрнауки РФ как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Учебно-отраслевой ситуационный центр

На сегодняшний день вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в организациях и государственных структурах становятся крайне актуальными. Основными причинами повышенного интереса к образовательным процессам являются дефицит специалистов и серьезные изменения в культуре производства и управления. Например, активно внедряемое сегодня управление по ключевым показателям эффективности KPI ( Key Performance Indicator ) с использованием системы сбалансированных показателей BSC ( Balance Scorecard ) рассматривает вопросы обучения сотрудников как один из четырех основных аспектов, определяющих внутренние процессы компании и влияющих на взаимоотношение с клиентами и финансовые результаты.

Одной из современных тенденций в области образования является полная передача специализированных отраслевых учебных учреждений под контроль соответствующих министерств и ведомств. В связи с этим обеспечение кадрами (обучение, повышение квалификации, переподготовка и т.д.) всей отрасли становится их ключевой задачей.

Перспективным и эффективным является внедрение процессов управления образованием и его стратегического планирования в существующие или создаваемые СЦ крупных государственных и коммерческих структур. Необходимость интеграции четко прослеживается для Минобороны, МЧС, МПС, МЭРТ, ФТС и др. Описание примера решения этой задачи для полиграфической отрасли представлено в моей монографии «Интеграция систем ситуационного, имитационного и экспертного моделирования.» [М.: Изд-во "ООО Эликс+", 2003. – 300 с.].

Межвузовский ситуационный центр

Исторически в России сложилась развитая межвузовская система учебно-методических объединений, которые в прошлом во всем, а сегодня во многом определяют структуру и содержание образования. В существующей ситуации, когда происходят активное реформирование образовательной системы, конвергенция с международными подходами, когда крупные ИТ–компании претендуют на определяющую роль в видении развития области образования, остро стоит задача сохранения преимуществ отечественной инженерной школы.

Для этого необходимо создание эффективных инструментов управления, моделирования и прогнозирования последствий принимаемых решений, которые позволят сократить количество необдуманных и мало проработанных действий. Решение такой задачи с теоретической и научно-практической стороны возможно только в рамках вузовской среды, где накоплен колоссальный опыт и полное понимание специфики образовательной отрасли.

СЦ управления и развития инженерного образования. В МГТУ им. Н.Э. Баумана разрабатываются подходы перехода к новой парадигме управления с помощью СЦ и проводятся исследования по созданию аналитических систем поддержки принятия решений. Одним из результатов этой деятельности является разработка концепций СЦ управления и развития инженерного образования (СЦ РИО) и СЦ мониторинга и координирования процессов интеграции российского инженерного образования в мировое образовательное пространство.

СЦ управления и развития инженерного образования (СЦ РИО). СЦ РИО предназначен для автоматизации процессов централизованного управления, развития и совершенствования инженерного образования. Одной из ключевых компонент СЦ является подсистема контроля качества содержания высшего и послевузовского профессионального инженерного образования: состав образовательных программ, учебно-методическое обеспечение, техническое оснащение и т.д.

Второй ключевой компонентой СЦ РИО является подсистема координации действий научно-педагогической общественности вузов, представителей предприятий, учреждений и организаций для обеспечения качества образования, повышения квалификации преподавательского корпуса, оценки и развития требований к компетентности, квалификации подготавливаемых специалистов, потребности со стороны производства и сферы услуг.

СЦ РИО должен обеспечить возможность интеграции ресурсов и автоматизации процессов передачи потоков информации между федеральным советом, координационными советами по областям знаний и циклам дисциплин, научно-методическими советами, учебно-методическими объединениями и входящими в них учебно-методическими советами и комиссиями.

СЦ мониторинга и координирования процессов интеграции российского инженерного образования в мировое образовательное пространство (СЦ РИО-МОП).

На сегодняшний день в России предпринимается целый ряд шагов, направленных на интеграцию отечественной системы образования в мировое образовательное пространство. Приоритетным направлением в этой области является вхождение России в Болонский процесс (европейское образовательное пространство), которое требует решения таких основных задач как создание национальной кредитной системы, обеспечение мобильности студентов и преподавателей, согласование образовательных программ и дипломов.

В МГТУ им. Н.Э.Баумана ведутся исследования и разработки, направленные на анализ складывающейся ситуации и выработку эффективных подходов к использованию новых образовательных технологий в отечественной инженерной школе. Проведенные исследования позволили выявить несколько основных проблем и задач, для решения которых требуется использование мощных аналитических систем:

Студенческая мобильность. В Европе (на всей территории ЕС) студенческая мобильность составляет более 750 тысяч человек ежегодно. Это число, которое уже сейчас в три-четыре раза превышает численность, например, итальянской армии, постоянно увеличивается за счет вхождения новых стран восточной Европы, неравномерности распределения производственных мощностей, снижения средних цен на образование и множества других факторов.

Открытие студенческих границ мобильности в России приведет к необходимости м ониторинга и контроля перемещений сотен тысяч иностранных и отечественных представителей "студенческой армии", вооруженных "интеллектуальным оружием" и современными информационными технологиями.

Особого подхода требует решение вопроса студенческой мобильности на востоке нашей страны, где существует проблема ослабления образовательных и интеллектуальных ресурсов при массовой эмиграции и ассимиляции представителей азиатского и тихоокеанского региона.

Европейское и восточное образовательные пространства. Европейское образовательное пространство (Болонский процесс) в конкурентной борьбе противопоставляет себя американскому и активно развивающемуся восточному образованию. Несмотря на текущий приоритет Болонского процесса, развитие взаимодействия с организацией UMAP (Университетская мобильность в Азии и Тихоокеанском регионе) является не менее важным.

При решении вопросов контролируемой мобильности именно азиатский регион может служить основным "донором" для развития образовательных услуг в восточной части России. Кроме того, высокая сосредоточенность производственных мощностей в азиатском регионе и активное сотрудничество позволят сохранить и развивать (в отличие от Европы, где наблюдается обратная тенденция) естественнонаучную и технологическую составляющую отечественного производства и инженерного образования.

Поддержка баланса между европейским и восточным образовательными пространствами, моделирование и прогнозирование развития ситуаций являются важнейшими задачами.

Согласование кредитных весов. Для обеспечения мобильности студентов в рамках Болонского процесса, организации UMAP , университетов США используются кредитные системы оценивания ECTS ( Europe Credit Transfer System \ Scheme ) , UCTS ( UMAP Credit Transfer System \ Scheme ) , USCS ( US Credit System ) соответственно. Кредитный вес (кредитная оценка, емкость) дисциплины показывают ее трудоемкость и глубину изучения. Как правило, кредитные веса дисциплин согласовывают только в пределах одной специальности (направления) конкретного вуза (факультета). Такое локальное определение может оказаться неэффективным.

Например, для изучения дисциплины "Теория формальных языков" (ТФЯ) в лингвистическом университете студентам может потребоваться существенно больше затрат, чем в техническом вузе, где имеется усиленная математическая подготовка. В результате количество кредитов за ТФЯ в лингвистическом вузе дадут больше, чем в техническом.

Согласовать кредитные веса дисциплин для всей территории образовательного пространства (России) можно только централизованным способом. Эффективным механизмом разрешения этой проблемы может являться первоначальное определение базовых кредитных весов на уровне государственных образовательных стандартов (ГОС), и сопоставление каждому региону, вузу, факультету, специальности или даже преподавателю определенных коэффициентов, изменяющих базовый вес. Всю совокупность коэффициентов можно представить в виде одномерной или многомерной "кредитной матрицы".

Производственные заказы на подготовку специалистов. Кредитную систему можно использовать как механизм формирования и опосредованного отображения потребностей производства и сферы услуг. Для этого необходимо осуществлять мониторинг и выявление потребностей в специалистах, их квалификационных характеристиках и осуществлять модифицирование коэффициентов кредитных матриц.

Например, необходимо удовлетворить потребность в IT -специалистах в городе Дубне и повысить приоритетность соответствующих инженерных специальностей. Для этого, матрицы требуемых специальностей и дисциплин в указанном регионе изменяются путем увеличения локальных коэффициентов.

Конечно, одним только этим механизмом решить проблему релокации студентов и преподавателей (например, из Новосибирска в Дубну) невозможно, однако при прочих равных условиях этот подход может оказаться эффективным.

При переходе на кредитно-модульную систему обучения может потребоваться динамическое изменение кредитных матриц и моделирование последствий изменений. Оперативное выявление новых потребностей и реагирование требует использования производительных электронно-вычислительных комплексов.

Накопительные кредиты. В связи с развитием концепции непрерывного обучения ( Long Life Learning ), переходом на модульные технологии изучения и оплаты обучения актуальным является использование накопительных кредитных систем ( Credit Accumulation System ). Накопительные системы, к числу которых относятся USCS и ECA ( Europe Credit Accumulation ), позволяют для каждого человека формировать кредитно-профильные «паспорта», которые отражают приобретенные пользователем знания, умения, навыки и компетенции.

Для обеспечения централизованного хранения и изменения данных (по аналогии с результатами сдачи ЕГЭ), а также анализа существующих кредитно-профильных «паспортов» инженерных кадров и наиболее затребованных дисциплин необходимо создание специализированных хранилищ данных и аналитических систем.

Другие задачи. Помимо основных существует целый ряд дополнительных задач, которые требуют решения с помощью современных средств автоматизации: переход к двум формам аккредитации APL (в учебном заведении) и APEL (на производстве), контроль или выполнение отдельных функций аккредитационных агентств, создание условий для уменьшения утечки кадров, мониторинг зарубежных образовательных программ и сравнение их с отечественными, поддержка баланса между уже сложившейся национальной инженерной школой и новыми образовательными технологиями.

Назначение подсистем СЦ РИО-МОП. СЦ предназначен для анализа, контроля, и моделирования процессов интеграции инженерного образования в мировое образовательное пространство (в частности, Болонский процесс). В рамках СЦ можно выделить три основные функциональные подсистемы.

Подсистема согласования предназначена для централизованного хранения, расчета и корректировки кредитных матриц регионов, инженерных вузов, специальностей и т.д. в зависимости от потребностей государства, промышленности и социально-экономической ситуации в стране.

Подсистема мониторинга предназначена для анализа ситуации развития инженерного образования в едином европейском образовательном пространстве, азиатском и тихоокеанском регионе для координации студенческой и преподавательской мобильности, а также предотвращения утечки кадров.

Подсистема развития предназначена для гармонизации процессов вхождения в европейское и мировое образовательное пространство и обеспечения непрерывного повышения качества отечественного инженерного образования.

Общая структура СЦ РИО

СЦ РИО и СЦ РИО-МОП создаются в МГТУ им. Н.Э.Баумана при поддержке учебно-методической комиссии по специальности высшего профессионального образования "Информационные технологии в образовании". СЦ РИО-МОП может рассматриваться как составная часть (международный контур) СЦ РИО или как отдельная самостоятельная система, призванная обеспечить решения ряд общих задач с помощью новых технологий, предлагаемых западными системами образования, и некоторые дополнительные задачи.

Оба СЦ строятся на базе общей архитектуры, которая включает в себя геоинформационные и экспертные системы, системы имитационного моделирования и ситуационного анализа образовательных процессов.

 


Рис.1. Схема укрупненной структуры СЦ.

 

Ключевыми задачами СЦ являются мониторинг всех необходимых данных, анализ существующей ситуации и моделирование последствий принимаемых решений. В настоящее время уже разработаны и апробированы методики взаимодействия отдельных компонент СЦ, разработан и активно развивается портал инженерного образования (http://www.techno.edu.ru), разработаны подходы к обучению и конкретные образовательные программы специалистов для работы в СЦ [Филиппович Ю.Н., Филиппович А.Ю. Специальности и специализации по ИАИС для образовательной отрасли. // Вестник информационных технологий в образовании. Сборник учебно-методических и научных работ. Выпуск 1. – М.: УМК по специальности ИТО, 2005. — с.43-99]. Ведутся работы по созданию ситуационных моделей образовательных процессов и проработки на базе новых подходов в области информационных систем таких, как SOA , EDA , BAM , BPEL , которые являются более перспективными и близкими к парадигме ситуационных центров, чем монолитные и громоздкие ERP -системы.

 

Центр стратегического управления образовательным учреждением

Центр представляет собой ключевую, с точки зрения управления, компоненту корпоративной информационной системы (КИС) образовательного учреждения. За рубежом в качестве КИС активно внедряются ERP , CRM и портальные решения ( SAP Campus , Distinction CRM, Microsoft Learning Gateway и др.), а в России — используются, в основном, собственные разработки, относящиеся к классу автоматизированных систем управления вузом (АСУ ВУЗ).

Несмотря на осознанную необходимость использования методов стратегического управления в образовательных учреждениях, попытки создания систем указанного класса немногочисленны и носят абстрактный характер. В качестве примера можно привести интегрированную автоматизированную информационную систему управления «Университет» компании Редлаб и ее модуль СППР (система поддержки принятия решений), построенный на технологиях Business Information Warehouse и Strategic Enterprise Management , входящих в SAP Business Intelligence . Абстрактность решения состоит в следующем:

— Во-первых, выделенные показатели эффективности не могут быть в полном объеме получены даже из самых развитых АСУ ВУЗ, что приводит к разбалансировке системы показателей BSC .

— Во-вторых, система сбалансированных показателей построена эмпирически и субъективно, т.к. не опирается ни на одну существующую методику комплексного определения характеристик вуза, хотя и ссылается на отдельные показатели существующей в России системы оценки качества образовательной деятельности (в рамках процедур лицензирования, аттестации, аккредитации и т.д.). Справедливости ради следует отметить, что внедрение системы стратегического управления должно сопровождаться разработкой новой или доработкой типовой системы показателей, иначе она не даст конкурентного преимущества или не будет учитывать особенности конкретного вуза (организации).

Развитые CRM -решения для вузовской среды на отечественном рынке пока не распространены, т.к. концепция представления вуза как бизнес-провайдера образовательных и научно-исследовательских услуг пока только развивается. В западных, особенно американских, учебных организациях этот подход существует уже давно и связан со спецификой оплаты обучения. Но если раньше он носил характер оценки стоимости «корочек» (дипломов университетов, сертификатов компаний и т.д.), то сегодня остро стоит задача дискретизации квантов знаний и оценки возврата вложенных средств на обучение. О насущности этой проблемы говорил на прошедшей 28 октября 2005 г. конференции Microsoft «Образование в 21 веке» Пол Хопкинс, директор по ИТ Университета Ньюкастл (Великобритания).

Форма общения с клиентами, в число которых входят не только абитуриенты, студенты и их родители, но и коммерческие организации, органы управления образованием, представители общественных фондов, переходит стадию, когда публикация результатов обучения на сайтах уже недостаточно. Требуется решение задач динамического управления группами клиентов и, как следствие, разработка общей стратегии.

Следует отметить, что Центр стратегического управления организацией, построенной на системе класса BI ситуационным центром можно назвать с большой натяжкой, однако такое понимание СЦ широко распространено среди многих отечественных системных интеграторов. Более подробно об этом можно узнать в статье Наумова Евгения и Шовкуна Алексея «Создание ситуационного центра как задача системной интеграции» [Журнал "Сетевой", № 9, 2004].

Учебный ситуационный центр

Учебный СЦ предназначен для обучения и тренировки обслуживающего персонала и оперативного состава, в который входят аналитики и лица, ответственные за принятие решений (ЛПР). К учебным относятся ситуационные центры Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Российского государственного гуманитарного университета, Жуковского Авиационного Техникума им. В.А. Казакова и др. Учебные СЦ могут носить универсальный и направленный характер. В первом случае центры направлены на получения общих навыков работы с технологиями, программным и аппаратным обеспечением СЦ. Во втором случае центры либо дублируют существующий рабочий аналог, либо позволяют изучить отдельные транспортируемые компоненты (например, программное обеспечение). Кроме того, действующие ситуационные центры могут выступать в качестве учебных, за счет использования специального «холостого», «тренировочного» режима. Обсуждение вопросов теории и практики построения учебных СЦ можно найти в материалах конференций "Ситуационный центр – как инструмент моделирования процессов для подготовки специалистов" и "Информационно-аналитические средства поддержки принятия решений и ситуационные центры", а также в статье «Обучающие ситуационные центры» ( Системный администратор. №4. Май, 2003).

 

Литература:
  1. Филиппович А.Ю. Интеграция систем ситуационного, имитационного и экспертного моделирования. – М.: Изд-во "ООО Эликс+", 2003. – 300 с.
  2. Филиппович А.Ю. Ситуационные центры: определения, структура и классификация. // PCWeek/ RE N26(392), М., 15-21 июля 2003 г. с.21-22.
  3. Филиппович А.Ю. Обучающие ситуационные центры. // Системный администратор. №4. Май, 2003.
  4. Наумов Евгений, Шовкун Алексей. Создание ситуационного центра как задача системной интеграции. // Журнал "Сетевой", #9, 2004, http://www.setevoi.ru/cgi-bin/text.pl/magazines/2004/9/46.
  5. Филиппович Ю.Н., Филиппович А.Ю. Специальности и специализации по ИАИС для образовательной отрасли. // Вестник информационных технологий в образовании. Сборник учебно-методических и научных работ. Выпуск 1. – М.: УМК по специальности ИТО, 2005. — с.43-99.

Следует заранее оговориться, что все названия СЦ — примерные, а выделение и разбиение функциональности достаточно условны.

 © НОК CLAIM, 2006-2012. Замечания, вопросы и сведения об ошибках просим сообщать в форуме или присылать администратору сайта.

OZON.ru Rambler's Top100