CLAIM – научно-образовательный кластер

Филиппович Андрей Юрьевич

Статья подготовлена при поддержке гранта Президента РФ № МК-5341.2007.9

 

СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБУЧЕНИЯ ФТС РОССИИ

 

В Федеральной таможенной службе (ФТС) России на текущий момент времени имеются три предпосылки для создания ситуационного центра (СЦ) стратегического и оперативного управления системой обучения. Две из них связаны с процессом модернизации службы в области использования современных информационных технологий (ИТ), а третья ? определяется общероссийскими тенденциями в образовании.

Первая тенденция. Одним из важнейших направлений модернизации службы является автоматизация деятельности высшего руководящего состава и создание Автоматизированной системы Ситуационного центра Федеральной таможенной службы (АССЦ ФТС России), которая ориентирована на поддержку принятия стратегических и оперативных решений по обеспечению в рамках повседневной деятельности организации [2]. Задачи, стоящие перед СЦ, предполагают использование современных подходов к стратегическому управлению, которые выделяют вопросы развития кадровой службы как одну из важнейших составляющих деятельности.

Например, популярное и активно внедряемое сегодня, управление по ключевым показателям эффективности KPI ( Key Performance Indicator ) с использованием системы сбалансированных показателей BSC ( Balanced Scorecard ) рассматривает вопросы обучения сотрудников как один из четырех основных аспектов, который определяет эффективность и развитие внутренних процессов организации, влияющих, в свою очередь, на взаимоотношение с клиентами и финансовые результаты.

В ФТС России уже разработаны группы показателей многих аспектов деятельности, а вопросы развития кадровой службы выделены в отдельное стратегическое направление. Это означает, что вопросы обучения персонала могут и должны найти отражение в общей модели управления ФТС России, а поддерживающая ее информационная система (СЦ) должна включать отдельный образовательный контур. В самом общем и проработанном варианте он может быть представлен в виде отдельной подсистемы СЦ или сопрягаемого образовательного СЦ.

Вторая тенденция. ФТС России имеет развитую систему обучения, включающую многофилиальный отраслевой вуз (Российскую таможенную академию), Институт повышения квалификации, отделы подготовки кадров структурных подразделений, внешних операторов обучения, к которым относится ряд государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, авторизованных учебных центров и т.д. Взаимодействие с большим количеством участников учебного процесса и несколько источников финансирования привело формированию в ФТС России более двух десятков различных схем (направлений) обучения, учитывающих широкий спектр специализаций деятельности таможенных органов, различные категории служащих и сотрудников.

К внешнему контуру обучения, мало регулируемому ФТС России, но являющимся важной составляющей для всей отрасли, следует отнести учебные центры операторов ВЭД и несколько десятков вузов, осуществляющих подготовку по таможенным или близким специальностям и специализациям.

Активная модернизация таможенной деятельности, связанная с изменением законодательства, ростом количества операторов ВЭД, внедрением новых технологий работы и бурным развитием ИТ, требуют постоянного изменения учебных программ, увеличения числа учащихся, адаптации и координации схем обучения.

В современных условиях при серьезных ограничениях в финансовых средствах и кадровых ресурсах необходимо создание единой образовательной информационной среды (ЕОИС) и эффективной системы управления таможенным образованием, основанной на использовании передовых ИТ. Объем и сложность образовательных задач, необходимость постоянного контроля и прогнозирования развития ситуаций в системе требуют использования аппаратно-программных комплексов, относящихся по своим характеристикам к классу ситуационных центров.

Третья тенденция. При разработке концепции Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие ЕОИС» на 2006-2010 гг., направленной на совершенствование и модернизацию российской системы образования, было предложено несколько основных принципов информатизации (автоматизации) деятельности образовательных учреждений и государственных структур. В частности были разработаны пять возможных уровней (см. табл.1) информатизации (автоматизации) и предложено их поэтапное увеличение для разных ступеней образования.

Таблица 1 . Уровни информатизации образования

Уровень

Описание

1

Наличие современной вычислительной техники и локальных сетей в образовательных учреждениях и учебных подразделениях.

2

Наличие развитой ИТ-инфраструктуры образовательных учреждений и организация региональных образовательных сетей; возможность выхода в Интернет с получением доступа к мировым информационным ресурсам и новым средствам коммуникации; наличие внутренних учебных порталов.

3

Активное использование ИКТ- средств и технологий для передачи знаний, формирования навыков и умений обучающихся; реализация новых форм преподавания: дистанционное и электронное обучение, использование мультимедийной и презентационной техники, создание электронных учебников, виртуальных лабораторий и т.д.

4

Местная или комплексная автоматизация организационной, обеспечивающей и управленческой составляющей процессов образовательных учреждений и учебных подразделений.

5

Полная интеграция информационных систем образовательных учреждений, учебных подразделений и управляющих органов; создание единого информационного образовательного пространства, общей иерархической системы управления и центра(ов) стратегического оперативного планирования (системы класса общегосударственных автоматизированных систем (ОГАС) и АСУ отрасли), построенного(ых) на основе технологий ERP-систем и ситуационных центров.

 

Анализ содержания различных ФЦП Министерства образования и науки РФ позволяет утверждать, что данные положения приняты и осуществляется их реализация. Например, в рамках ФЦП «Развития образования на 2006 - 2010 годы» и ее основного направления «Совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства» планируется, что удельный вес численности вузов, использующих информационные системы в управлении, должен достичь 30% к 2006 г. и 90% к 2010 г.

Учитывая существующие тенденции, можно предположить, что в ближайшее время встанет вопрос о повышении уровня информатизации всех учебных подразделений ФТС России за счет внедрения систем класса ERP и создания СЦ для управления отраслевым образованием.

 

Цели и задачи СЦ

Рассмотренные предпосылки определяют три основных направления (варианта) целевого использования СЦ:

      • поддержка принятия решений стратегических задач ФТС России,
      • оперативный мониторинг и управление системой обучения таможенных органов,
      • интеграция информационных систем автоматизации учебной деятельности.

Для достижения каждой из перечисленных целей может быть разработана либо отдельная подсистема, либо отдельный контур общего программного комплекса. Третья цель отличается от двух других тем, что направлена не столько на поддержку управленческих функций, сколько на реализацию технического решения, поэтому ее подробное рассмотрение выходит за рамки публикации.

Подсистема стратегического управления. Использование СЦ непосредственно для решения стратегических задач проблематично из-за высокого уровня принимаемых решений и дефицита необходимого для этого времени. Кроме того, статус ЛПР верхнего ранга, как правило, не предполагает владения ими технологий СЦ в необходимом объеме. Для преодоления этих недостатков требуется разработка мощной системы моделирования с развитой моделью предметной области и высокий уровень владения технологиями конкретного СЦ среди ЛПР, что на практике является труднодостижимой задачей. В связи с этим основными функциями подсистемы стратегического управления являются подготовка необходимых материалов, возможность предварительной проверки вариантов решений и наглядное представление (отображение) результатов с использование современной презентационной техники.

Сегодняшнее развитие культуры ИТ-управления как правило подразумевает визуализацию ключевых показателей деятельности ( KPI ) с использованием простейших элементов индикационного анализа («светофоров», «спидометров») и бизнес-графики (диаграмм, таблиц, графиков). Для решения задачи в этом ключе необходимо разработать систему показателей, связанных с развитием персонала, и проставить связи, указывающие их влияние на другие показатели, отвечающие за внутренние процессы, эффективность взаимодействия с «клиентами» и финансовые потоки. Техническую реализацию этой подсистемы могут взять на себя большинство системных интеграторов, предлагающих решения на базе BI -технологий.

Подсистема оперативного мониторинга и управления системой обучения таможенных органов . Подсистема в самом простом случае может быть построена на тех же технологиях и принципах, что и компонента стратегического управления. Более того, стратегические показатели могут являться основными (верхнеуровневыми), а все остальные ­— должны быть направлены на их оптимизацию и исполнение. Такой подход достаточно прост в реализации и хорошо коррелирует с задачей внедрения системы управления качеством, вопросы применимости которой подробно рассматриваются в работах Барамзина С.В. [1] и других представителей таможенной науки.

Повышение эффективности работы СЦ требует применения более сложных технологий и методик. В частности должны быть решены задачи создания и ведения комплексной модели предметной области, которая:

      • позволяет имитировать и прогнозировать контролируемые процессы,
      • имеет возможности абстрагировать текущее состояние всех элементов до уровня краткого описания ситуаций,
      • накапливать экспертный опыт принятия решений.

Подробное описание методов и алгоритмов работы с ситуационно-имитационно-экспертными моделями представлено в работе [3]. С точки зрения визуализации и оптимизации работы с пространственными данными и распределенными процессами необходимо использование специализированных геоинформационных систем (ГИС). С помощью них, например, может контролироваться перемещение учащихся, которые, учитывая только нормативную потребность, должны составлять не менее 20000 человек ежегодно. ГИС может служить хорошим подспорьем для контроля реализации распределенных проектов обучения с использованием внедряемой в ФТС России разработки на базе MS Project.

Рассмотрение конкретных и общих вопросов создания и использования СЦ в образовании представлено в моих публикациях [3-8].

 Литература:

    1. Барамзин С.В. Система управления таможенными процессами на основе МС ИСО серии 9000: Рекомендации по освоению и макет системы.— М.: РИО РТА, 1998. – 180с.
    2. Ухлинов Л.М. Разработка автоматизированной системы Ситуационного центра Федеральной таможенной службы // Тезисы выступления на научно-практической конференции «Информационно-аналитические средства поддержки принятия решений и ситуационные центры» 29-31 марта 2005 г.
    3. Филиппович А.Ю. Интеграция систем ситуационного, имитационного и экспертного моделирования. – М.: Изд-во "ООО Эликс+", 2003. – 300 с.
    4. Филиппович А.Ю. Ситуационные центры: определения, структура и классификация // PCWeek/ RE N26(392), М., 15-21 июля 2003 г. с.21-22.
    5. Филиппович А.Ю. Обучающие ситуационные центры // Системный администратор. №4. Май, 2003.
    6. Филиппович А.Ю. Ситуационные центры в сфере образования // Вестник информационных технологий в образовании. Выпуск 1. — М.: УМК по специальности ИТО, 2005. — с. 161-169.
    7. Филиппович А.Ю. Кредитные системы в образовании: аспект автоматизации. — М.: УМК по специальности ИТО, 2005. — 204 с.

 © НОК CLAIM, 2006-2012. Замечания, вопросы и сведения об ошибках просим сообщать в форуме или присылать администратору сайта.

OZON.ru Rambler's Top100