CLAIM – научно-образовательный кластер

Филиппович А.Ю.

ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ

На сегодняшний день в области корпоративных информационных систем управления предприятиями происходят большие изменения, связанные с пересмотром существующей и уже широко распространенной парадигмы жесткой унификации и стандартизации бизнес-процессов. Системы класса ERP и CRM сыграли важную роль, позволив перейти к автоматизированному управлению и активному использованию информационных технологий, но оказались бессильны перед быстро изменяющейся ситуацией на рынке и ростом требований производства. Очередной раз встал вопрос о выборе между “лоскутной автоматизацией” и “всеобщей кителизацией”.

Одним из компромиссов в этом вопросе является создание бизнес-среды, имеющей некую общую платформу и систему соглашений, но в то же время позволяющей гибко организовывать бизнес-процессы. В настоящее время почти все крупные компании – производители корпоративных информационных систем – заявили о разработки таких сред, называя их экосистемами, сферами и платформами бизнеса. В нашей стране опыт создания подобных систем уже существует — это так называемые отраслевые и общегосударственные автоматизированные системы (ОАСУ, ОГАС).

Практика использования подобного рода систем показала, что для их создания необходимо учитывать специфику отрасли и разрабатывать эффективные системы управления, относящиеся к классу ситуационных центров [3]. Полиграфическая отрасль не является исключением и также требует использования подобного рода систем. Так, например, заведующий кафедры книжного бизнеса МГУП Б.С.Есенькин отмечает [1], что: “…создание Единого информационного пространства (ЕИП) для издательств, предприятий книжной торговли и библиотек на основе унифицированных национальных стандартов, совместимых с международными коммуникативными стандартами…” является одним из основных направлений развития и интеграции в области книжного дела.

 

Укрупненная структура взаимодействия на рынке полиграфических услуг

В МГУП в период 1998-2002 гг. проводились работы по созданию теоретических основ и экспериментальных программных комплексов для полиграфических ситуационных центров [2]. Была также предложена концепция создания интегрированной экосистемы рынка полиграфических услуг (SIE-система) на базе современных информационных технологий.

 

В рамках работы была спроектирована ситуационная модель рынка полиграфических услуг, рассмотрены возможные срезы модели и варианты декомпозиции, выделены четыре глобальные функции (бизнес-процесса): поиска информации, посредника (контактная), ведения заказа и обеспечения производства. В качестве математического аппарата представления ситуационной модели использовалась логика предикатов первого порядка с использованием ситуационных расширений, которая широко применяется в ЭС. В модели определяется более 200 различных классов, типов объектов, переменных, микро- и макро-ситуаций. Также были разработаны макеты программных систем ситуационной поддержки оператора и руководителя, система имитационного моделирования допечатных процессов и целый ряд методик по интеграции систем.

На тот момент времени выполненные разработки, несмотря на актуальность, оказались мало затребованными, т.к. работы по внедрению корпоративных информационных систем (КИС) класса ERP и CRM, площадок Business-To- Business и др. в полиграфии только начинались. На текущий момент необходимость использования ситуационных центров сильно возросла не только для создания полиграфической бизнес-сферы, но и в отдельных КИС крупных полиграфический предприятий в виде центральной компоненты стратегического управления на базе технологий Business Intelligence [5].

В настоящее время наблюдается увеличение интереса к использованию ситуационных центров для регулирования образовательных процессов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в отрасли. Подробно эти вопросы рассматриваются в [4, 6, 7]

 

Литература:

1. Светлова Алиса.

Светлова Алиса. Информационные технологии в книжном бизнесе. http://www.book.ru.

2. Филиппович А.Ю.

Филиппович А.Ю. Интеграция систем ситуационного, имитационного и экспертного моделирования. – М.: Изд-во "ООО Эликс+", 2003. – 300 с.

3. Филиппович А.Ю.

Филиппович А.Ю. Ситуационные центры: определения, структура и классификация. // PCWeek/RE N26(392), М., 15-21 июля 2003 г. с.21-22.

4. Филиппович А.Ю.

Филиппович А.Ю. Обучающие ситуационные центры. // Системный администратор. №4. Май, 2003.

5. Наумов Евгений, Шовкун Алексей.

Наумов Евгений, Шовкун Алексей. Создание ситуационного центра как задача системной интеграции. // Журнал "Сетевой", #9, 2004, http://www.setevoi.ru/cgi-bin/text.pl/magazines/2004/9/46.

6. Филиппович А.Ю.

Филиппович А.Ю. Ситуационный центр мониторинга и координирования процессов интеграции российского инженерного образования в мировое образовательное пространство. // Российско-итальянский семинар “Опыт и проблемы реализации Болонского процесса” 24-25 февраля 2005 г., МГТУ им. Н.Э.Баумана. (http://iu5.bmstu.ru/~philippovicha/).

7. Филиппович А.Ю.

Филиппович А.Ю. Использование ситуационных центров в сфере образования – Доклад на научно-практическую конференцию "Информационно-аналитические средства поддержки принятия решений и ситуационные центры". 29-31 марта 2005 г., РАГС при Президенте РФ.

 © НОК CLAIM, 2006-2012. Замечания, вопросы и сведения об ошибках просим сообщать в форуме или присылать администратору сайта.

OZON.ru Rambler's Top100