CLAIM – научно-образовательный кластер

к.т.н., доцент каф. СОИУ МГТУ им. Н.Э.Баумана
Филиппович А.Ю.

Ситуационный центр для контроля и моделирования
развития кредитной системы в сфере образования

В рамках Болонского процесса, активное участие в котором принимает Министерство образования и науки РФ, распространяется единая система передачи и накопления кредитов ECTS и ECA. Трансферные (переводные) кредитные системы (Credit Transfer System\Scheme) предназначены для обмена студентами между вузами. Они позволяют сделать “прозрачным” учебный план студента и определить, какие дисциплины он изучал на более высоком уровне. Накопительные кредитные системы (Credit Accumulation System) помимо этого позволяют накапливать кредиты в течение длительного времени, что особенно актуально в связи с развитием концепции непрерывного обучения (LLL — Long Life Learning).

Для выбора правильного соотношения “кредитной оценки” отдельных дисциплин необходимо учитывать все множество учебных программ в рамках направления, а в более глобальных масштабах — вуза, региона, страны или международной трансферной зоны. С помощью "матриц кредитных коэффициентов" можно регулировать приоритет вуза, в неявном виде формировать "заказы" на подготовку кадров, исходя из потребностей всей страны и отдельного региона.

Использование накопительных кредитов в непрерывном образовании, переход к двум формам аккредитации APL и APEL приведет к необходимости постоянного контроля динамично изменяющихся образовательных профилей населения страны, регулирования образовательных траекторий и усиления роли аккредитационных агентств.

Для мониторинга и управления за ходом развития кредитной системы в масштабах страны должны быть созданы специализированные программно-технические комплексы, относящиеся к классу ситуационных центров (СЦ). Они должны быть оснащены мощными геоинформационными и экспертными системами, системами имитационного моделирования и ситуационного анализа образовательных процессов.

СЦ могут играть важнейшую геополитическую роль и использоваться как инструмент для регулирования потоков отечественных и иностранных студентов. При вхождении России в ЕС, где ежегодно осуществляет обмен более 750 тысяч студентов и существует серьезная проблема обучения большого количества эмигрантов, могут произойти серьезные изменения, последствия которых должны быть смоделированы и взяты под контроль. На востоке страны проблема ослабления образовательных и интеллектуальных ресурсов, массовая эмиграция и ассимиляция представителей азиатского региона вызывает серьезные опасения уже сегодня.

 © НОК CLAIM, 2006-2012. Замечания, вопросы и сведения об ошибках просим сообщать в форуме или присылать администратору сайта.

OZON.ru Rambler's Top100