CLAIM – научно-образовательный кластер

Филиппович А.Ю., Смоляков Б.Г.

КОМПЬЮТЕРНАЯ СЕМИОГРАФИЯ

 

Древнерусская духовно-музыкальная письменность, оформившаяся после принятия христианства на Руси, является ценнейшим пластом культуры нашего народа. Но в силу своей специфики ее музыкально-знаковые системы еще далеко не раскрыты, что не позволяет в должной мере донести до современного слушателя духовно-мелодическое богатство певческой культуры предков. Мелодии, записанные на страницах многочисленных, сохранившихся до наших дней рукописей, нуждаются в надежной расшифровке и научной систематизации.

Основным препятствием к расшифровке знаменных песнопений является тот факт, что теоретически каждому семиографическому знаку (знамени) может соответствовать несколько последовательностей звуков (современных нот) с различной длительностью и высотой. Даже если сократить число возможных расшифровок одного из более 500 знаков до двух, то для песнопения, состоящего из 100 знамен, можно получить 2100 различных мелодий!

В своих исследованиях мы исходили из предположения, что знаменные песнопения представляют собой сложную семиотическую систему, приближенную по сложности к естественному языку и имеющую синтаксическую, семантическую, прагматическую составляющие.

На данном этапе под семантикой семиографического знака (знамени) понимается его музыкальная интерпретация в современной (линейной) нотации. В дальнейшем предполагается добавить семантику, зависящую от смысла и чувственной оценки распеваемого текста, а также от фонетического соответствия буквам и слогам. К прагматике относятся вопросы о субъективности интерпретации песнопений, о точности определения мотивов и целей авторов песнопений, составителей "переводов", исследователей. Под синтактикой знаменной нотации подразумеваются правила написания песнопений и специфичные структурные образования (фиты, лица, попевки, ядра попевок и др.).

Исследование проводится на материале "Круга церковного древнего знаменного пения в шести частях" (под редакцией Д.В. Разумовского)" — единственного фундаментального собрания певческих книг русской церкви, полностью нотированных знаменами. В шести томах Круга содержится свыше 1500 песнопений.

На первом этапе работ необходимо было разработать технологию и инструментарий ввода данных. Рассматривались три основных варианта: рисование знамен в редакторе векторной графики, ввод песнопений в специализированных музыкальных редакторах, набор знамен в текстовом редакторе. Выбран был последний вариант, который требовал разработки специальных компьютерных шрифтов.

Впервые идея печатания знамен созрела еще в середине 17 века. Это было связано с мероприятиями по исправлению богослужебных книг, в том числе и певческих. По указам царя Алексея Михайловича для этой цели создавались комиссии в 1652 и 1668 гг. Член второй комиссии монах Александр Мезенец предложил заменить высотные пометы, которые писались с левой стороны или над знаменами киноварью, на изобретенные им "тушевые признаки". Это позволяло приступить к печатанию знамен, так как основная трудность для печати — ее двухцветность — была преодолена. В 1678 году на Московском печатном дворе были заготовлены пунсоны и матрицы и отлиты певческие знаки. Но в эти же годы стала распространяться линейная система нотации, и вопрос о печатании певческих книг в форме знаменных строк отпал сам собой.

Несмотря на то, что изобретение Мезенца не давало точной замены пометной системе, составители новых рукописей и печатных изданий стремились воспроизвести тушевые отметки. Это привело к явлению, когда использовались и пометы, и признаки. Из-за отсутствия детальной проработанности "призначной системы" в рукописях имеется множество различных вариантов обозначения одного и того же знака.

В течение трех лет (в период с 2000 по 2003 гг.) силами студентов МГУП и МГТУ им. Н.Э.Баумана был введен весь Круг. За это время компьютерные шрифты и технология набора постоянно совершенствовались. Было создано три основных версии шрифта, специальные программы и подробные инструкции.

Особенностью первой версии шрифта является неоптимальное расположение знамен и нестандартизированное начертание элементов. Первый недостаток вызван тем, что оптимальное расположение знамен на клавиатуре не было известно, т.к. ввод семиографических песнопений в большом объеме является задачей, решаемой впервые. Второй недостаток связан с тем, что фрагменты шрифта разрабатывались различными людьми (студентами).

После разработки шрифта был осуществлен экспериментальный ввод первой части Круга (Октоиха) и выявлен целый ряд проблем, в числе которых следующие: в Круге обнаружилось значительное количество знамен (или вариаций их начертания), не входящих в шрифт, составленной по азбуке Металлова; количество знаков слишком велико для запоминания, поэтому при вводе необходимо пользоваться подсказкой в виде распечатки; некоторые знаки имеют пометы расположенные в самых различных вариациях, что приводит к нескольким вариантам набора одного и того же знамени.

Параллельно с экспериментальным вводом данных была разработана вторая версия шрифта, отличительной чертой которой явилось распределение знаков в прямое, полужирное, курсивное и полужирно-курсивное начертания. Первым трем начертаниям соответствовало простое, мрачное, и светлое значение знамени, задаваемое с помощью признаков. В четвертом начертании были расположены пометы, фиты и лица. Использование второй версии шрифта давало ощутимые преимущества по времени набора и сокращению числа ошибок. Тем не менее, количество знаков, которые нужно набирать все еще оставалось очень большим.

На основании этих экспериментов была разработана третья версия шрифта, которая имела только три начертания, а знаки в ней распределены только по английской раскладке и цифрам. Для сокращения числа набираемых символов в знаменах были выделены типовые компоненты, которые не используются отдельно.

На втором и третьем этапе ввода данных были набраны оставшиеся пять частей круга и заново введен Октоих. Важным отличием трех этапов ввода данных, помимо шрифтов, стали изменения в инструкции. На первом этапе инструкция отсутствовала, на втором она составляла две страницы, а на третьем — более 10.

Результатами проделанной работы являются: уникальная методика ввода семиографических песнопений, которая позволяет набирать одну страницу за 20-30 минут; оптимизированный знаменный шрифт, который позволяет представить более 500 знамен; новая технология подготовки песнопений к печати и электронному изданию; более 1000 страниц семиографических песнопений.

В настоящее время помимо корректировки введенных материалов осуществляется разработка специализированных программ и методик для выявления и анализа знаменных конструкций, на основе которых создаются частотные знаменники, знаменные конкордансы, попевочные фонды и др. Положено начало работам по изучению семантики знамен. Для этого студентами МГТУ им. Н.Э.Баумана созданы музыкальный редактор и специальные конверторы для ввода песнопений в квадратной (ното-линейной) нотации.

 © НОК CLAIM, 2006-2012. Замечания, вопросы и сведения об ошибках просим сообщать в форуме или присылать администратору сайта.

OZON.ru Rambler's Top100