CLAIM – научно-образовательный кластер

Филиппович Андрей Юрьевич

Традиции и инновации в высшей школе

В настоящее время в российскую систему образования внедряется значительное число инноваций, связанных с:

      • переходом к активному использованию платной формы обучения и увеличением числа негосударственных образовательных учреждений;
      • развитием информационно-коммуникационных технологий в образовании и науке;
      • интеграцией в мировое образовательное пространство (участием в Болонском и Копенгагенском процессах, вхождением в международные образовательные организации);
      • высокими темпами прогресса, приводящими к увеличению динамики изменений бизнес-процессов в производстве и на рынке услуг.

Успешность и преемственность той или иной новации во многом зависит от существующих практик и традиций, о наличии и достоинствах которых часто забывают при рассмотрении преимуществ новых подходов.

В качестве иллюстрации можно сравнить существующие традиции и новации в вопросах, связанных с переходом от системы государственных заказов на подготовку специалистов к формированию рынка образовательных услуг ( Таблица 1).

Таблица1 . Сравнение существующих традиций и новаций

Традиции

Инновации

Открытые и мало изменяемые потребности в специалистах.

Латентные потребности в специалистах и обучение по требованию (концепция непрерывного образования).

Централизованный сбор потребностей и размещение заказов на подготовку специалистов. Возможность формирования стратегии обучения.

Распределенное формирование потребностей на базе рыночных механизмов.

Условно-равномерное видение уровня (качества) образования по всей стране.

Конкурентная борьба за престижность образовательного учреждения.

Условно-равномерный разброс экономических и геополитических ориентиров при выборе профессиональной деятельности.

Точечный экономически-ориентированный подход к выбору профессии.

Эмерджентный взгляд на образование.

Структурированный взгляд на образовательные услуги.

 

При автоматизации образовательных учреждений учет традиций и новаций играет особую роль, т.к. позволяет более эффективно решать поставленные задачи и преодолевать возникающие проблемы. Наиболее выражен он на этапе обследования объекта автоматизации, когда создают модели AS IS (Как есть) и TO BE (как будет).

В последнее время из-за сложности, высокой стоимости и малой эффективности процессы моделирования не выполняют или сводят только к построению результирующей модели, соответствующей логике внедряемой информационной системы. Ряд крупных поставщиков даже разработали специальные методики внедрения программных продуктов (например, ASAP), сводящие к минимуму работы на этапе обследования и соответственно уменьшающие риски, связанные с адаптацией или несовместимостью решений и объекта автоматизации.

Обращаясь к накопленному опыту и традициям отечественной школы автоматизации, в публикациях которой с первых страниц отмечается, что создание АСУ не сводится к закупке вычислительной техники и программного обеспечения, можно найти пути решения проблем и оптимизации процессов моделирования систем.

Одним из путей является ориентация на значимые ожидаемые результаты автоматизации, которые в большинстве своем являются инновациями, развивающими или заменяющими существующие бизнес-процессы. Таким образом, создание и анализ модели может проводиться не для всей организации и всех процессов, а только для оценки возможности и последствий внедрения инноваций.

Еще одной традицией в отечественной школе автоматизации является акцентирование внимания на вопросах повышения эффективности управления, которая достигается не столько за счет построения системы ключевых показателей, сколько путем проектирования полноценной (ситуационной, имитационной или другой) модели управления. Среди современных новаций, развивающих эти подходы, можно выделить направления, ориентированные на использование моделей ( MDA, MDE и др.).

Управление, ориентированное на использование моделей ( Model - Driven Control , Management , Governance ), базируется на отечественных традициях и является одним из наиболее перспективных направлений построения автоматизированных систем, особенно, в области динамично развивающихся отраслей, к числу которых относится и сфера образования. Первые шаги уже предпринимаются – различными группами специалистов в области образования и ИТ создаются модели образовательных услуг, областей знаний (онтологий), компетенций специалистов, образовательных процессов, стандартизации взаимодействия программных комплексов и т.д.

 

 © НОК CLAIM, 2006-2012. Замечания, вопросы и сведения об ошибках просим сообщать в форуме или присылать администратору сайта.

OZON.ru Rambler's Top100