CLAIM – научно-образовательный кластер |
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
Традиции и инновации в высшей школе В настоящее время в российскую систему образования внедряется значительное число инноваций, связанных с:
Успешность и преемственность той или иной новации во многом зависит от существующих практик и традиций, о наличии и достоинствах которых часто забывают при рассмотрении преимуществ новых подходов. В качестве иллюстрации можно сравнить существующие традиции и новации в вопросах, связанных с переходом от системы государственных заказов на подготовку специалистов к формированию рынка образовательных услуг ( Таблица 1). Таблица1 . Сравнение существующих традиций и новаций
При автоматизации образовательных учреждений учет традиций и новаций играет особую роль, т.к. позволяет более эффективно решать поставленные задачи и преодолевать возникающие проблемы. Наиболее выражен он на этапе обследования объекта автоматизации, когда создают модели AS IS (Как есть) и TO BE (как будет). В последнее время из-за сложности, высокой стоимости и малой эффективности процессы моделирования не выполняют или сводят только к построению результирующей модели, соответствующей логике внедряемой информационной системы. Ряд крупных поставщиков даже разработали специальные методики внедрения программных продуктов (например, ASAP), сводящие к минимуму работы на этапе обследования и соответственно уменьшающие риски, связанные с адаптацией или несовместимостью решений и объекта автоматизации. Обращаясь к накопленному опыту и традициям отечественной школы автоматизации, в публикациях которой с первых страниц отмечается, что создание АСУ не сводится к закупке вычислительной техники и программного обеспечения, можно найти пути решения проблем и оптимизации процессов моделирования систем. Одним из путей является ориентация на значимые ожидаемые результаты автоматизации, которые в большинстве своем являются инновациями, развивающими или заменяющими существующие бизнес-процессы. Таким образом, создание и анализ модели может проводиться не для всей организации и всех процессов, а только для оценки возможности и последствий внедрения инноваций. Еще одной традицией в отечественной школе автоматизации является акцентирование внимания на вопросах повышения эффективности управления, которая достигается не столько за счет построения системы ключевых показателей, сколько путем проектирования полноценной (ситуационной, имитационной или другой) модели управления. Среди современных новаций, развивающих эти подходы, можно выделить направления, ориентированные на использование моделей ( MDA, MDE и др.). Управление, ориентированное на использование моделей ( Model - Driven Control , Management , Governance ), базируется на отечественных традициях и является одним из наиболее перспективных направлений построения автоматизированных систем, особенно, в области динамично развивающихся отраслей, к числу которых относится и сфера образования. Первые шаги уже предпринимаются – различными группами специалистов в области образования и ИТ создаются модели образовательных услуг, областей знаний (онтологий), компетенций специалистов, образовательных процессов, стандартизации взаимодействия программных комплексов и т.д.
|
|||||||||||||||||||
© НОК CLAIM, 2006-2012. Замечания, вопросы и сведения об ошибках просим сообщать в форуме или присылать администратору сайта. |
|