CLAIM – научно-образовательный кластер |
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
МЕТОДИКА ФИЛЬТРАЦИИ «ШУМОВ»
Методика фильтрации «шумов»разрабатывается в рамках проекта создания Автоматизированной системы научных исследований ассоциативных экспериментов (АСНИ АЭ) при поддержке гранта РГНФ № 06-04-03803в (АСНИ динамики ассоциативно-вербальной модели языкового сознания русских как индикатора образа России в новейшей истории и современности) в рамках конкурса 2006-8 гг. «Образ России в современном мире».
Основные виды шумов в ассоциативных экспериментах Одним из важнейших факторов, от которых зависит валидность ассоциативного эксперимента (АЭ), является «уровень шума» в ответах респондентов. В общем случае под шумом следует понимать ответы на анкету, которые получены не по правилам эксперимента, или некорректно рассчитанные статистические показатели для группы участников. При проведении экспериментов через Интернет уровень шума существенно возрастает из-за меньшего контроля со стороны организаторов и наличия дополнительных возможностей у респондентов. В связи с этим важной задачей при создании АСНИ АЭ является разработка методов фильтрации (уменьшения и устранения) шумов. Все шумы можно разбить на две укрупненные группы. К первой из них относятся сознательно задаваемые респондентом неверные ответы, а ко второй — случайные факторы, вызванные ошибками и особенностями проведения АЭ. К случайным шумам можно отнести следующее:
«Сознательные шумы» зависят от целей, преследуемых респондентами, и условий (механизмов) ассоциативного эксперимента. Их условно можно разделить на следующие виды: Деструктивные цели, вызванные желанием навредить эксперименту и снизить его валидность. Они могут быть вызваны следующими причинами:
Методы фильтрации шумов Методы фильтрации шумов можно условно разделить на три группы в зависимости от применимости на различных этапах проведения АЭ:
К первой группе относятся методы, которые направлены на устранение шумов и обеспечения валидности эксперимента за счет оригинальной организации процесса анкетирования и специальной подготовки исходных данных. Одной из наиболее сложных задач АЭ – ограничение влияния предшествующих в анкете стимула, реакции или их группы на последующие ответы. В настоящее время для этого широко используются методы случайной генерации последовательности стимулов в анкете. Они достаточно эффективно работают для частотных реакций общего характера, однако при проведении прикладных АЭ для исследования отдельных аспектов в рекламных целях или для тематического (например, анализа стимульного ряда «образа России») этого оказывается недостаточно. Компьютерная реализация позволяет расширить возможности организации ассоциативного эксперимента следующим образом:
Ко второй группе относятся методы и решения, которые определяют для интерактивных АЭ окружающее информационное пространство и функциональные возможности пользователя (респондента). Для борьбы с орфографическими ошибками можно использовать стандартные подходы шрифтового или цветового выделения ошибочных и неизвестных слов. Основным недостатком такого решения является необходимость использования (или даже разработки) специализированных орфографических модулей, спеллеров и т.д. Дополнительную сложность представляет значительный объем соответствующих программных модулей и баз данных, который не позволяет осуществлять проверку данных на компьютере клиента и требует передачи данных на сервер, что приводит к дополнительным временным затратам. В качестве альтернативы или дополнения можно использовать списковые элементы компьютерного интерфейса ( ListBox , ComboBox и др.), которые позволяют выбирать ответы из раскрывающегося списка и автоматически фильтровать возможные варианты с учетом набранных первых букв слова. Недостатком такого метода является потенциальная опасность «программирования» возможных ответов, сужая их визуальным рядом, простой и скоростью выбора. Для борьбы с омонимией слов необходимо предусмотреть специальные механизмы уточнения семантики стимулов и реакций. В первом случае (для стимулов) можно воспользоваться дополнительными пояснениями, представленными в виде текстового сообщения или графического образа. Во втором случае (для реакций) нужно в информационной системе интерактивного АЭ реализовать возможность ввода пояснений. Более сложным решением является предварительное составление списков слов с возможной омонимией и реализацией возможности ввода или выбора соответствующего значения на экранной форме. Основными недостатками описанных решений являются:
Одним из вариантов решения проблем омонимии – проведение специальных АЭ, результаты которых можно использовать для уточнения данных более общих исследований. Частой проблемой проведения АЭ является различие времени реакции респондентов. При анкетировании группы людей и нормировании среднего времени ответа это приводит к тому, что отдельные участники опроса не успевают давать ответы. Актуальна и обратная ситуация, когда избыток времени приводит к формированию вторичных ассоциаций, нарушая цели и методику проведения эксперимента. В рамках компьютерного эксперимента можно частично решить эту проблему за счет предварительной персональной настройки эксперимента для каждого респондента. Для этого необходимо разработать тестовый ряд стимулов или специальные задания для проверки скорости реакции. Использование компьютерного АЭ позволяет вести учет времени ответов, а в последующем с помощью статистических методов осуществлять выявление аномалий и фильтрации шумов. Организация эксперимента в компьютерной среде (в сети Интернет) создает дополнительные сложности, связанные с различной степенью компьютерной компетентности респондента, средств коммуникации (ноутбук, КПК, телефон и т.д.), пропускной способности канала связи, возможностью параллельной работы над другими задачами, неконтролируемыми внешними факторами (фоновые музыка, видеоряд и т.д.). Некоторые параметры среды можно определить автоматически (скорость соединения, тип программного средства и т.д.) и учитывать в последующем, но часть характеристик пользователь должен указать самостоятельно при настройке своего профиля. Чтобы уменьшить количество отвлекающих факторов можно предложить соответствующие эргономические (размер экранных форм) и программные решения (например, фоновый звук нейтрального характера). Вместе с тем следует более разносторонне отнестись к задаче устранения внешних факторов, т.к. это может привести к созданию искусственных лабораторных условий эксперимента, которые не встречаются в реальной жизни респондента. Как следствие результаты эксперимента могут оказаться оторванными от действительности и не отражать реальную ассоциативно-вербальную сеть.
Третья группа методов фильтрации шумов направлена на использование уже полученных результатов ассоциативных экспериментов. Эти методы в первую очередь направлены на фильтрацию статистических отклонений, вызванных теми или иными причинами. Одной из наиболее распространенных задач агрегирования результатов АЭ является подсчет частотности ассоциаций для различных групп, сформированных по половозрастному, географическому, профессиональному или другому принципу. При выполнении подсчетов возникают две основные трудности: экстраполяция частотных характеристик на основе малого числа опрошенных респондентов в конкретной группе и неравномерное количество представителей различных групп. Для решения этих проблем необходимо изучение динамики изменений свойств ассоциативного поля при увеличении количества опрашиваемых. Исследования, проведенные Черкасовой Г.А. [Черкасова Г.А. Исследования статистических характеристик ассоциативных словарей // Языковая личность: текст, словарь, образ мира. К 70-летию чл.-корр. РАН Юрия Николаевича Караулова: Сб. статей. - М.: Изд-во РУДН, 2006. С. 378-388.], показали, что частотность реакций в ассоциативных экспериментах подчиняется гиперболическому закону, близкому по своим характеристикам к закону Ципфа и Мандельброта. Это означает, что использование простых масштабирующих коэффициентов в общем случае недопустимо.
Методика фильтрации шумов в электронных АЭ Подводя итог, можно отметить большое разнообразие шумов и методов их фильтрации. Для их эффективного использования требуется разработка специальной методики, которая учитывает особенности конкретного ассоциативного эксперимента. Предлагаемая методика построена по модульному принципу, т.е. подразумевает контекстное использование предложенных методов фильтраци, и включает следующие основные этапы:
|
|||||||||||||||||||
© НОК CLAIM, 2006-2012. Замечания, вопросы и сведения об ошибках просим сообщать в форуме или присылать администратору сайта. |
|