CLAIM – научно-образовательный кластер

 

Филиппович Андрей Юрьевич

Статья подготовлена при поддержке гранта Президента РФ № МК-5341.2007.9

 

КОНЦЕПЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ MOAC В ИТ-ПРОГРАММЫ ВУЗОВ
НА БАЗЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

 

Тенденции сближения академического и профессионального (авторизованного) образования. В настоящее время происходит активное реформирование систем ИТ-образования, которое во многом вызвано стремлением представителей бизнес-сообщества максимально сократить затраты и время адаптации выпускников учебных заведений для выполнения производственной деятельности и последующего повышения квалификации уже в качестве сотрудников. Многие компании для решения этой задачи создают специальные программы авторизованного обучения и корпоративные университеты, которые максимально эффективно готовят специалистов для узконаправленной деятельности.

На начальном этапе развития авторизованного обучения такой подход был достаточно эффективен, однако на сегодня целый ряд факторов привел к тому, что академическое и профессиональное (авторизованное) обучение сильно пересекаются и определяют негативный экономический эффект – необходимость «платить дважды».

Ориентируясь на положительный отечественный и зарубежный опыт сотрудничества академической общественности и промышленности, УМО вузов России по университетскому политехническому образованию и компания Майкрософт организовали проект по гармонизации процессов изменения содержания образовательных программ в области ИТ. Одной из первых задач этого проекта – адаптация учебных пособий по авторизованным курсам, приведение их в соответствие с требованиями УМО и Министерства образования и науки РФ.

 

Интеграция учебно-методической базы как ключевая задача на пути взаимного признания академического и профессионального (авторизованного) образования.

Рис.1. Ресурсная схема учебного процесса

 

На Рис. 1 представлена ресурсная схема учебного процесса, которая включает в себя учащегося, имеющего определенный «багаж знаний» в виде набора исходных компетенций, и ресурсы, необходимые для получения новых компетенций. Результирующее качество обучения (качество «на выходе») выражает соответствие приобретенных или развитых компетенций целевым установкам и зависит от трех основных факторов:

  • Качество «на входе», т.е. исходный уровень компетенции абитуриентов или других потребителей «образовательных услуг»;
  • Качество реализации основных, обеспечивающих, контролирующих и управленческих учебных процессов;
  • Качество учебно-методических, кадровых, финансовых, материально-технических и организационно-нормативных ресурсов.

 

Рис. 2. Методы и источники выявления компетенций

 

Для взаимного признания двух систем образования необходимо сравнить и привести в соответствие модели приобретаемых компетенций. Многие разработчики моделей и систем компетенций делают основной упор на анкетировании специалистов и привлечении их к участию в методической работе. Для этого выбираются авторитетные эксперты, имеющие большой опыт и способные оценить все необходимые потребности в знаниях, умениях и личных качествах специалистов. Однако практика использования такого подхода выявила следующие основные проблемы:

  • Сложность процесса извлечения знаний ;
  • Субъективность профессионального видения экспертов;
  • Нехватка квалифицированных специалистов по извлечению и структурированию знаний.

 

Для извлечения и формализации знаний с целью определения требований и содержания учебного процесса нужны специально подготовленные кадры – инженеры по знаниям, владеющие дополнительно педагогическими и учебно-методическими компетенциями.

Существующий дефицит в подобных кадрах делает целесообразным использование альтернативных источников знаний – у чебно-методических комплексов, структура которых может служить шаблоном, отправной точкой для формирования системы знаний, навыков и личностных характеристик специалистов и учащихся.

 

Технология внедрения учебных пособий в ИТ-программы. С целью создания лучшей практики ведущими специалистами УМО и Microsoft разработана методика внедрения официального учебного пособия (учебно-методического комплекса) MOAC в учебный процесс ИТ-специальностей ВПО. Укрупнено она состоит из следующих этапов:

  • Экспериментальное использование учебного пособия;
  • Анализ ИТ-программ обучения ВПО и дисциплин на возможность внедрения учебно-методических пособий:
    • Составление карты учебных модулей;
    • Выбор учебных дисциплин и программ (специальностей, направлений);
    • Составление моделей компетенций выбранных дисциплин и программ;
    • Составление модели компетенции учебного пособия;
    • Сравнение моделей компетенций с целью формирования итого списка ИТ-программ и дисциплин;
  • Анализ учебного пособия на соответствие требованиям высшей школы и условиям получения грифов:
    • Выбор варианта грифования;
    • Определение объема и состава необходимых доработок;
  • Доработка учебного пособия;
  • Рецензирование, экспертиза и получение грифа:
    • Подбор кандидатов для рецензирования;
    • Написание и согласование рецензий;
    • Подготовка рекомендаций от ученого совета вуза или факультета;
    • Подача официальных документов в УМО;
    • Устранение замечаний и получение грифа;
  • Внедрение учебно-методического пособия в программы обучения:
    • Оценка трудоемкости изучения учебного пособия;
    • Кредитование учебных модулей в рамках программы ВПО;
    • Составление учебных траекторий (треков);
    • Подготовка рекомендаций от УМО.

 

Данный проект является одним из первых прецедентов официального внедрения и признания учебных пособий ИТ-вендоров в современной истории ВПО России. Разработанная технология и полученные в ходе апробации результаты являются одной из лучших практик подобного рода и могут быть рекомендованы для рассмотрения при совершенствовании процедуры грифования учебно-методического обеспечения высшей школы.

 

 © НОК CLAIM, 2006-2012. Замечания, вопросы и сведения об ошибках просим сообщать в форуме или присылать администратору сайта.

OZON.ru Rambler's Top100