Филиппович Андрей Юрьевич
Статья подготовлена при поддержке гранта Президента РФ № МК-5341.2007.9
КОНЦЕПЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ MOAC В ИТ-ПРОГРАММЫ ВУЗОВ
НА БАЗЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Тенденции сближения академического и профессионального (авторизованного) образования. В настоящее время происходит активное реформирование систем ИТ-образования, которое во многом вызвано стремлением представителей бизнес-сообщества максимально сократить затраты и время адаптации выпускников учебных заведений для выполнения производственной деятельности и последующего повышения квалификации уже в качестве сотрудников. Многие компании для решения этой задачи создают специальные программы авторизованного обучения и корпоративные университеты, которые максимально эффективно готовят специалистов для узконаправленной деятельности.
На начальном этапе развития авторизованного обучения такой подход был достаточно эффективен, однако на сегодня целый ряд факторов привел к тому, что академическое и профессиональное (авторизованное) обучение сильно пересекаются и определяют негативный экономический эффект – необходимость «платить дважды».
Ориентируясь на положительный отечественный и зарубежный опыт сотрудничества академической общественности и промышленности, УМО вузов России по университетскому политехническому образованию и компания Майкрософт организовали проект по гармонизации процессов изменения содержания образовательных программ в области ИТ. Одной из первых задач этого проекта – адаптация учебных пособий по авторизованным курсам, приведение их в соответствие с требованиями УМО и Министерства образования и науки РФ.
Интеграция учебно-методической базы как ключевая задача на пути взаимного признания академического и профессионального (авторизованного) образования.
Рис.1. Ресурсная схема учебного процесса
На Рис. 1 представлена ресурсная схема учебного процесса, которая включает в себя учащегося, имеющего определенный «багаж знаний» в виде набора исходных компетенций, и ресурсы, необходимые для получения новых компетенций. Результирующее качество обучения (качество «на выходе») выражает соответствие приобретенных или развитых компетенций целевым установкам и зависит от трех основных факторов:
- Качество «на входе», т.е. исходный уровень компетенции абитуриентов или других потребителей «образовательных услуг»;
- Качество реализации основных, обеспечивающих, контролирующих и управленческих учебных процессов;
- Качество учебно-методических, кадровых, финансовых, материально-технических и организационно-нормативных ресурсов.
Рис. 2. Методы и источники выявления компетенций
Для взаимного признания двух систем образования необходимо сравнить и привести в соответствие модели приобретаемых компетенций. Многие разработчики моделей и систем компетенций делают основной упор на анкетировании специалистов и привлечении их к участию в методической работе. Для этого выбираются авторитетные эксперты, имеющие большой опыт и способные оценить все необходимые потребности в знаниях, умениях и личных качествах специалистов. Однако практика использования такого подхода выявила следующие основные проблемы:
- Сложность процесса извлечения знаний ;
- Субъективность профессионального видения экспертов;
- Нехватка квалифицированных специалистов по извлечению и структурированию знаний.
Для извлечения и формализации знаний с целью определения требований и содержания учебного процесса нужны специально подготовленные кадры – инженеры по знаниям, владеющие дополнительно педагогическими и учебно-методическими компетенциями.
Существующий дефицит в подобных кадрах делает целесообразным использование альтернативных источников знаний – у чебно-методических комплексов, структура которых может служить шаблоном, отправной точкой для формирования системы знаний, навыков и личностных характеристик специалистов и учащихся.
Технология внедрения учебных пособий в ИТ-программы. С целью создания лучшей практики ведущими специалистами УМО и Microsoft разработана методика внедрения официального учебного пособия (учебно-методического комплекса) MOAC в учебный процесс ИТ-специальностей ВПО. Укрупнено она состоит из следующих этапов:
- Экспериментальное использование учебного пособия;
- Анализ ИТ-программ обучения ВПО и дисциплин на возможность внедрения учебно-методических пособий:
- Составление карты учебных модулей;
- Выбор учебных дисциплин и программ (специальностей, направлений);
- Составление моделей компетенций выбранных дисциплин и программ;
- Составление модели компетенции учебного пособия;
- Сравнение моделей компетенций с целью формирования итого списка ИТ-программ и дисциплин;
- Анализ учебного пособия на соответствие требованиям высшей школы и условиям получения грифов:
- Выбор варианта грифования;
- Определение объема и состава необходимых доработок;
- Доработка учебного пособия;
- Рецензирование, экспертиза и получение грифа:
- Подбор кандидатов для рецензирования;
- Написание и согласование рецензий;
- Подготовка рекомендаций от ученого совета вуза или факультета;
- Подача официальных документов в УМО;
- Устранение замечаний и получение грифа;
- Внедрение учебно-методического пособия в программы обучения:
- Оценка трудоемкости изучения учебного пособия;
- Кредитование учебных модулей в рамках программы ВПО;
- Составление учебных траекторий (треков);
- Подготовка рекомендаций от УМО.
Данный проект является одним из первых прецедентов официального внедрения и признания учебных пособий ИТ-вендоров в современной истории ВПО России. Разработанная технология и полученные в ходе апробации результаты являются одной из лучших практик подобного рода и могут быть рекомендованы для рассмотрения при совершенствовании процедуры грифования учебно-методического обеспечения высшей школы.
|