Филиппович Андрей Юрьевич
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР CLAIM
КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПРЕПОДАВАНИЯ ИТ
Рассматривается опыт создания и развития информационного ресурса крупнейшего научно-образовательного кластера МГТУ им. Н.Э.Баумана в области инженерной лингвистики и семиотики. Анализируются существующие проблемы и тенденции в преподавании ИТ, связанные с использованием веб 2.0. Описываются текущие и перспективные решения по созданию современной учебно-исследовательской среды в Интернет.
Научно-образовательный кластер (НОК) CLAIM был создан в начале 2006 г. как информационный ресурс (philippovich.ru), содержащий результаты научных исследований и преподавательской деятельности в области компьютерной лингвистики (Computer Linguistics), искусственного интеллекта (Artificial Intelligence), мультимедиа-технологий (Multimedia) и других смежных направлений.
За пять лет активного развития в состав НОК CLAIM вошли несколько новых веб-ресурсов, созданных для информационной или экспериментальной поддержки отдельных проектов и разработок, а первоначальный сайт стал трансформироваться в учебно-исследовательскую среду с ориентацией на сервисный подход в рамках концепции Web 2.0. В настоящее время кластер объединяет не только ресурсы и сервисы, но и большой коллектив ученых, преподавателей, аспирантов и студентов, образуя своего рода «интегрированную научную школу».
Новыми целями НОК CLAIM стали не только и не столько представление научных достижений и практических решений, а поддержка инновационных технологий организации учебного процесса, формирование современной платформы для апробации новых идей и разработок в области передовых информационных технологий.
НОК как инновационная форма интеграции науки и образования.Использование в названии проекта слова «кластер» во многом метафорично, т.к. в переводе с английского языка cluster обозначает «группу строений, имеющих общий двор». В заданном контексте метафора «общий двор» символизирует ведущих и основателей ресурса, а под метафорами «группа строений», «скопление» подразумеваются проекты, исследования, разработки и публикации, которые выполнялись совместно с коллегами и учениками.
Кроме того, у многих специалистов слово кластер ассоциируется с высокопроизводительными вычислениями (вычислительными кластерами), использование которых позволяет достичь новых научных результатов и проводить недоступные в одиночку трудоемкие исследования. Аналогичная идея заложена в концепцию создания НОК CLAIM, который оказывает поддержку исследований и практических разработок на стыке различных наук и отраслей, характеризующихся высокой сложностью и трудоемкостью освоения.
Стоит также отметить, что идея создания научно-образовательных кластеров как информационно-организационной структуры, объединяющей научные и преподавательские коллективы, представителей академического сообщества и работодателей в настоящее время нашла широкую поддержку среди научно-педагогического сообщества и руководства страны. Так, уже в 2007 г. в программной статье Министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко «Высшее образование: повестка 2008–2016» отмечается, что «... необходимо сделать следующий шаг структурной реформы: продолжить инвестиции в исследовательские университеты и создать 8–10 новых научно-образовательных кластеров… Эти кластеры призваны вести образовательную и научно-технологическую деятельность мирового уровня, став научными центрами и интеллектуальными резервуарами для оснащения кадрами и технологиями всех сфер жизни страны».
В выступлении 2009 г. Заместителя Министра образования и науки РФ Владимира Миклушевского на Тверском социально-экономическом форуме "Основные направления развития и внедрения ИКТ в сфере образования и науки до 2015 года" создание НОК отмечается как ключевое направление в области развития технологий и содержания ВПО и науки, их интеграции на основе широкого применения ИКТ.
Сегодня с высоких трибун раздаются призывы активно развивать отечественное инженерное образование, которое многие годы считалось одним из лучших в мире. Его характерной особенностью - «русским методом подготовки инженеров», заложенной в устав ведущего инженерного вуза страны – МГТУ им. Н.Э.Баумана, является «обучение через науку». Создание научно-образовательного кластера CLAIM призвано переложить уже накопленный русской инженерией опыт преподавания на новые рельсы – современные информационные технологии.
Проблемы использования технологий web 2.0 в преподавании. Для поддержки базовых функций в рамках НОК CLAIMразмещено большое количество электронных образовательных ресурсов, примеры научных исследований, студенческих разработок, статьи, книги и ссылки.
Через сайт ведется консультирование по учебным курсам, информирование об изменениях в расписании, конкурсах для студентов, предстоящих конференциях, новых статьях и книгах, интересных ресурсах и т.д. На ресурсе представлено свыше 3 Gb текстовых данных и более 600 печатных листов научно-образовательной информации, которые ежедневно изучают 300-500 посетителей.
Несмотря на то, что подобная функциональность образовательного сайта сегодня выглядит обыденно, очень немногие преподаватели создают подобные ресурсы. Как правило, это связано со сложностью технической реализации и поддержки или недостаточной квалификацией для самостоятельного ведения веб-ресурсов или отсутствием централизованной политики в большинстве вузов.
Что касается современных студентов, то они уже давно не воспринимают даже продвинутые образовательные ресурсы как значимый вклад в их обучение и возможность приобрести новые знания. Возможно, это связано с их ощущением «шаговой доступности» любой информации, которую услужливо предоставляют поисковые системы. Практика показывает, что студент в первую очередь гуглит нужную информацию, а уж потом (с каждым годом все реже) изучает специально подготовленные материалы преподавателя.
Новой тенденцией, связанной с развитием технологий web2.0, стало смещение «поискового входа» в учебный процесс на «социально-сетевой», при котором студенту даже не надо искать информацию – нужно лишь зайти и прочитать комментарии в группе социальной сети или на специальном студенческом сайте.
К сожалению, мне как ведущему сайту, пока не удалось выработать универсального решения этой проблемы, однако внимательное изучение студенческой активности и их анкетирование позволило выявить следующие ориентиры в развитии НОК CLAIM:
1.Интерактивность ресурсов. Слабая мотивация студентов и обилие развлекательных ресурсов в Интернет требуют даже от образовательных сайтов максимального воплощения концепции RIA (Rich Interface Application) или даже «Edutaiment» («обучение через развлечение»).
Для реализации этих требований на ресурсах НОК CLAIMстало появляться больше графики, анимации и других мультимедиа-компонент. Например, с 2010 г. все новости стали сопровождаться пиктограммами и фотографиями, а в других разделах с помощью изображений стали дублироваться ключевые ссылки и активно ведутся разработки 3D-интерфейсов. Это позволило привлечь дополнительное внимание студентов и привело к существенному росту такого показателя как «количество переходов по внутренним ссылкам сайта».
Статистика также показывает, что видеозаписи выступлений на семинарах и вебинарах НОК CLAIM, сделанные с помощью непрофессиональной камеры и прошедшие простую обработку в полярных пакетах компании Adobe, пользуются большей популярностью, чем тексты статей и докладов, которые имеют более высокое качество представления материалов и требуют существенно меньше времени на изучение. Аудиозаписи также пользуются меньшей популярностью, несмотря на статичность картинки и ее невысокое качество, однако вызывают интерес при их преобразовании в mp3-формат для прослушивания в пути.
2. Квантование информации и перманентное оповещение. На сегодняшний день технологии веб 2.0 создали целый «мир коротких сообщений и анонсов», которые во многом исключили потребность в поиске (отслеживании) второстепенной информации и способствуют отторжению объемных материалов. Учитывая это, с 2009 года на сайте заработал RSS-канал, который позволяет подписаться на автоматическую рассылку важной информации и осуществлять ее структурирование, а с 2010 г. он стал транслироваться в различных студенческих блогах.
Вместе с тем опрос студентов 2010 г. показал, что только 20% из них умеет настраивать работу с RSS-каналами, мало кто подписывается на автоматические ответы в форумах и блогах, а твиттером или другими системами микроблоггинга вообще пользуется менее 5%. Важно отметить, что указанные цифры относятся к студентам старших курсов ИТ-специальностей, которые владеют достаточной квалификацией для решения и более сложных задач. Детально изучение этого «парадокса» выявило две основные причины его появления: во-первых, студенты или стесняются или им нечего сказать, и особенно в формате регулярного микроблоггинга, а, во-вторых, многочисленные социальные сети и так доставляют им непрерывный и объемный поток «малых сообщений».
Для преодоления указанных сложностей в 2010 г. на НОК CLAIM запущена система персональных студенческих блогов на базе движка WordPress, в которых можно развивать соответствующие навыки коммуникации и при необходимости ограничивать круг читателей. В настоящее время все дипломники и аспиранты НОК CLAIM обязаны вести блоги, отражая в них свои текущие результаты, что позволяет не только эффективно контролировать работу студентов, но и распределено формировать текстовку будущих статей и квалификационных работ.
Сейчас для страниц НОК CLAIM разрабатываются новые сервисы, которые позволят осуществить легкое добавление информации с сайта в блог, социальную сеть, твиттер и т.д., а также осуществлять автоматический кросспостинг и ведение страниц в социальных сетях.
3. Информационная социализация и открытость. В настоящее время, помимо уже перечисленных инициатив, запущена экспериментальная научная социальная сеть на базе технологий Windows Live, в рамках которой могут взаимодействовать все студенты, изучающие курс «Компьютерные технологии в образовании и науке». Полностью электронная сдача и оценка материалов позволила не только собрать общедоступный студенческий ресурс, но исключила списывание, повысила качество заданий, удаленных подключений и т.д.
К сожалению, перечисленные ориентиры не охватывают весь спектр проблем, которые необходимо решать – они лишь показывают тот минимум, который нужен образовательному ресурсу, чтобы остаться в поле зрения современного студента.
|