CLAIM – научно-образовательный кластер

 

Филиппович Андрей Юрьевич
Коршунов Сергей Валерьевич

Тезисы подготовлены при поддержке гранта Президента РФ № МК-5341.2007.9

 

Система управления знаниями и обучения в области ИКТ

 

Дефицит ИТ-кадров в настоящее время одна из самых популярных тем для дискуссий, однако недостаточно часто говорят о различных уровнях этой проблемы, в которой следует четко отличать нехватку кадров в ИКТ-отрасли, недостаточную квалификацию основной массы современных специалистов и отсутствие реально затребованных компетенций у действующих сотрудников.

Несмотря на связанность всех уровней проблемы, каждый из них требует своих решений и подходов. На первом уровне требуются государственные и социальные решения, подкрепленные развитием соответствующей инфраструктуры. На втором уровне нужно развивать качество образования в школах, ссузах и вузах, постоянно модернизируя учебные программы и учебно-методическое обеспечение. Важно также отметить, что задачи первых двух уровней носят стратегический характер и не позволяют решить насущные проблемы предприятия в короткие сроки.

Третий уровень проблемы, связанный с отсутствием или недостаточной развитостью необходимых компетенций, безусловно, базируется на успешности решений предыдущих уровней, однако гораздо в большей степени зависит от самого предприятия, его способности правильно определить потребности в обучении и организовать повышение квалификации. Здесь можно провести некоторую аналогию с одной из самых важных задач CIO – установления взаимосвязи между ИТ и конкретными достижениями бизнеса. Например, набор в компанию высококлассных кадров также как и внедрение дорогостоящей КИС отнюдь не означает обязательность резкого роста доходов компании и оптимизации внутренних бизнес-процессов

В современных условиях при высокой динамике развития технологий каждый руководитель должен постоянно отслеживать компетентность своих подчиненных и развивать ее по мере необходимости. На CIO в этом аспекте ложится дополнительная нагрузка, т.к. он должен контролировать ИТ-компетенции не только у своих подчиненных, но и у функциональных пользователей, потребителей ИТ-услуг. Постоянно растущая сложность и масштабность этих процессов требуют от CIO и предприятий не просто разработки процедур выбора учебных курсов и командировки сотрудников для их прохождения, но и создания сложных систем, в которых функции организации обучения максимально формализуются, автоматизируются и делегируются на HR-отделы (или специальные учебные подразделения).

Создание собственной системы обучения требует серьезных временных и финансовых затрат, поэтому компании активно пользуются услугами внешних провайдеров обучения. Для стандартизации этих отношений, выработки эффективных механизмов формирования спроса и предложения, оптимизации затрат необходимо создание системы непрерывного профессионального образования для всей ИКТ-отрасли.

Относительно новой задачей, вставшей перед компаниями, является переход к «экономике, основанной на знаниях», которую можно решить, ответив на следующие вопросы:

  • Какие знания есть в предприятии?

  • Как ими пользоваться?

  • Как конкретные знания влияют на конкретный бизнес-результат?

  • Как знаниями экономно управлять?

Одним из основных ответчиков на эти вопросы выбран CIO, т.к. знания хранятся не только в умах сотрудников, но и в информационной среде, с которой они работают. Кроме того, извлечение, хранение, обработка и управление знаниями сотрудников должны осуществляться при активной поддержке ИТ, обеспечивая столь необходимую экономию. Дополнительную сложность реализации задач управления знаниями создает необходимость серьезного реинжиниринга почти всех ключевых бизнес-процессов предприятия и поиска путей адаптации непредназначенных для этого современных КИС.

Для решения указанных задач можно воспользоваться стандартом People CMM, обобщающим лучшие практики развития процессов управления персонала и увеличения уровня их зрелости. Стандарт People CMM отвечает на множество актуальных вопросов и позволяет внедрить технологии управления знаниями (KM - Knowledge Management). Вместе с тем, несмотря на большее количество практик и рекомендаций стандарта, он не дает конкретных ответов по вопросам ИКТ-обучения и не учитывает национальную специфику подготовки кадров.

Опыт разработки систем и программ ИКТ-обучения в крупных предприятиях и государственных структурах показывает принципиальную значимость правильного выбора категорий целевой аудитории и направлений подготовки. При этом особую сложность вызывает необходимость расстановки приоритетов между прикладными знаниями (навыками работы с конкретными продуктами вендоров) и фундаментальными компетенциями, носящими обобщенный характер и независящими от конкретных продуктов.

Для решения этой дилеммы предлагается воспользоваться опытом построения систем ИКТ-обучения в крупных предприятиях и государственных структурах, который показывает, что необходимость использования общих компетенций появляется только после того, как закрыты все «бреши» в прикладной продуктовой подготовке специалистов. Дополнительную сложность ориентации на продукто-независимые компетенции вызывает дефицит соответствующих предложений по обучению и оценке специалистов, а также низкая популярность в России вендоро-независимых сертификаций.

МГТУ им. Н.Э. Баумана и компания Microsoft, учитывая существующие проблемы и тенденции, организовали ряд совместных проектов, направленных на интеграцию традиционного академического образования и сертифицированного обучения. Результаты этих проектов позволят в перспективе создавать учебные программы нового типа, которые сочетают в себе достоинства обоих подходов и затребованы рынком.

Еще одной важной задачей при разработке эффективной системы управления знаниями и обучения в области ИКТ является активное использование современных технологий автоматизированного управления. В общем случае для крупных предприятий существует необходимость внедрения и создания специальных ИС: от KM-модулей до образовательного контура в ИС управления предприятием. В отдельных случаях требуется разработка ситуационного центра стратегического и оперативного управления системой обучения.

 

 © НОК CLAIM, 2006-2012. Замечания, вопросы и сведения об ошибках просим сообщать в форуме или присылать администратору сайта.

OZON.ru Rambler's Top100