CLAIM – научно-образовательный кластер

Филиппович Андрей Юрьевич

 

Отзыв официального оппонента

на диссертационную работу

Будаева Евгения Сергеевича

«Информационная технология разработки учебно-аналитических задач
на web-портале учебно-исследовательского ситуационного центра»,
представленную на соискание ученой степени кандидата технических наук
по специальности 05.25.05. – «Информационные системы и процессы, правовые аспекты информатики»

 

 

Актуальность проблемы

В настоящее время уровень информатизации в различных областях деятельности сильно вырос, что привело к существенному увеличению информационных потоков, росту сложности информационных процессов оценки и принятия решений. В связи с этим создание сложных информационных систем, осуществляющих поддержку аналитической и управленческой деятельности, стало актуальным для решения широкого круга задач. Одним из самых перспективных, но малоизученных направлений в области информационно-аналитических систем является разработка ситуационных центров (СЦ).

Существующая тенденция к увеличению количества СЦ требует решения множества задач, но одной из ключевых и самых актуальных из них является обучение пользователей (оперативного состава, обслуживающего персонала и высшего звена управленческих кадров). Вместе с тем количество реально функционирующих в рамках учебного процесса ситуационных центров в стране мало, а вопросы их проектирования и эксплуатации (организационные, методические, дидактические аспекты) недостаточно проработаны.

В рамках обозначенного направления одной из ключевых проблем является отсутствие широко распространенного специализированного программного обеспечения для ситуационных центров, что приводит к необходимости интеграции большого количества программных продуктов различных производителей. Для решения задач интеграции и конвергенции систем СЦ на первом этапе актуально использовать портальные технологии, впоследствии дополняя их возможностями сервисно-ориентированных архитектур.

Диссертационная работа Будаева Е.С., направленная на решение указанных задач и посвященная вопросам применения корпоративного портала в учебно-исследовательском ситуационном центре, является актуальной, а ее тема и содержание соответствуют паспорту специальности 05.25.05.

 

Цель и задачи диссертационной работы

В качестве цели диссертационного исследования выбирается создание информационной технологии разработки учебно-аналитических задач на web-портале учебно-исследовательского ситуационного центра.

Исследование разбивается на четыре основные задачи:

Анализ существующих портальных решений и выбор корпоративного портала для учебно-исследовательского ситуационного центра (УИСЦ).

Построение объектно-ориентированной модели процесса подготовки и решения учебно-аналитических задач.

Разработка технологии организации учебно-аналитических задач на web-портале УИСЦ.

Определение методических и технологических требований для реализации учебно-аналитических задач в УИСЦ.

 

Содержание работы

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и приложений.

В первой главе дано определение ситуационного центра, сформулированы цель и задачи ситуационного центра, рассмотрены виды ситуационных центров и приведена их классификация.

Далее рассмотрены особенности организации учебно-исследовательского ситуационного центра, обоснована необходимость и эффективность использования портальных технологий, осуществлен анализ сравнительный анализ портальных решений и выбор корпоративного портала для УИСЦ.

Вторая глава посвящена разработке модели процесса подготовки и решения учебно-аналитических задач (УАЗ). В ней описываются типовые учебные практические занятия, модель их подготовки и решения с использованием объектно-ориентированного проектирования на базе UML . Подробно рассматривается методическое и организационное обеспечение УАЗ в УИСЦ, а также типовой сценарий проведения учебно-аналитической задачи.

В третьей главе описывается технология разработки web-узла типовой учебно-аналитической задачи на портале УИСЦ на примере трёх внедренных в учебный процесс задач. Она включает в себя этапы работы над разработкой схемы портала и запуск портала в УИСЦ. Также описывается эксплуатация web-узла УАЗ на примере двух учебно-аналитических задач, практическое применение данной модели в учебном процессе и представлены основные этапы работы с web-узлом УАЗ.

В четвертой главе рассматривается процедура развертывания и использования Microsoft SharePoint Portal Server 2003 в УИСЦ, а также пример интеграции приложения (Matlab Web Server) в корпоративный портал УИСЦ.

 

Научная новизна и практическая ценность

В качестве научной новизны, в первую очередь, выделяется объектно-ориентированная модель процесса подготовки и решения учебно-аналитических задач и технология разработки учебно-аналитических задач на web-портале учебно-исследовательского ситуационного центра.

Во вторую очередь, выделяются методика выбора корпоративного портала для учебно-исследовательского ситуационного центра на основе результатов сравнительного анализа существующих портальных решений с использованием методов комиссий, анализа иерархий, мозгового штурма и ранжирования альтернативных вариантов.

Все предлагаемые решения являются новыми и оригинальными. Научные публикации соискателя и его диссертационная работа представляют первый опыт исследований подобного рода.

Практическая ценность диссертации заключается в наличии информационной технологии разработки учебно-аналитических задач на web-портале учебно-исследовательского ситуационного центра, которая позволяет решить целый ряд задач учебно-методического характера. В частности к настоящему времени в СЦ РАГС при Президенте РФ:

организован web-узел учебно-аналитической задачи как информационная среда подготовки и проведения занятий по учебно-аналитической задаче;

разработан электронный шаблон web-узла типовой учебно-аналитической задачи на web-портале учебно-исследовательского ситуационного центра.

 

Личный вклад автора в разработку проблем, выносимых на защиту

В диссертации отмечены все случаи заимствования разработок, а также приведены ссылки на источники использованных в исследовательских целях материалов. Личный вклад автора наиболее четко представлен в:

выборе оптимального портального решения для разработки учебно-аналитических задач в УИСЦ на основе сравнительного анализа существующих программных пакетов организации корпоративных порталов;

разработке объектно-ориентированной модели проекта учебно-аналитической задачи;

создании технологии разработки учебно-аналитической задачи на основе шаблона web-узла типовой УАЗ;

разработке методических требований к представлению УАЗ в УИСЦ в виде электронных шаблонов документов описания, подготовки и проведения УАЗ;

разработке web-узлов учебно-аналитических задач на портале;

интеграции Matlab Web Server в web-портал учебно-исследовательского ситуационного центра.

 

Апробация результатов

Апробация результатов диссертационной работы произведена на четырех специализированных конференциях и на научно-технических семинарах кафедры информатизации структур государственной службы РАГС при Президенте РФ. По теме диссертации опубликовано 6 работ, в том числе и в рецензируемых изданиях.

Обоснованность научных положений, рекомендаций и выводов определяется корректным использованием математических методов и моделей. Достоверность положений и выводов диссертации подтверждена результатами исследований и экспериментальными данными, полученными при внедрении в СЦ РАГС при Президенте РФ.

 

Недостатки диссертационной работы

Недостатками работы считаю следующее:

1. При выборе портального решения используются методы экспертных оценок, однако не рассматривается возможность автоматизации и совершенствования соответствующих процедур с помощью экспертных или других информационно-аналитических систем.

2. В работе недостаточно подробно рассматриваются возможности и особенности применения предложенных моделей и методов для различных типов учебных занятий (лекции-дискуссии, лекции-демонстрации и т.д.).

3. Недостаточно детально раскрыты и проанализированы вопросы интеграции программного обеспечения с использованием портальных технологий: не сформулированы критерии эффективности и правила интеграции трех и более информационных систем.

 

Заключение

Считаю, что диссертационная работа Будаева Евгения Сергеевича представляет собой законченное научное исследование, посвященное решению актуальной проблемы. Диссертация оформлена в соответствии с необходимыми требованиями, получила практическое внедрение и апробацию. Основные положения диссертации, ее результаты полно отражены в опубликованных работах автора. Указанные ранее недостатки не снижают положительной оценки выполненного исследования.

Все это дает основание для общего вывода о том, что представленная диссертация «Информационная технология разработки учебно-аналитических задач на web-портале учебно-исследовательского ситуационного центра» в полной мере отвечает требованиям ВАК России, а ее автор – Будаев Евгений Сергеевич – заслуживает присвоения ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.25.05 – «Информационные системы и процессы, правовые аспекты информатики».

 

 

 © НОК CLAIM, 2006-2012. Замечания, вопросы и сведения об ошибках просим сообщать в форуме или присылать администратору сайта.

OZON.ru Rambler's Top100