УТВЕРЖДАЮ
Начальник Управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования
_____________Г. К. Шестаков
“____” ______________2001г.
Рекомендуется Минобразованием России для направления подготовки по специальности 220200 – “Автоматизированные системы обработки информации и управления”.
Москва, 2001
Виды учебной работы | Всего часов | Семестры |
Общая трудоемкость дисциплины |
|
|
Аудиторные занятия |
|
|
Лекции |
|
|
Лабораторные работы |
|
|
Самостоятельная работа |
|
|
Экзамен |
|
|
4.1 Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Раздел дисциплины | Лекции | Лабораторные работы |
1. |
Тема 1. Введение в область ИИ. |
* |
|
2. |
Тема 2. Восприятие и обработка информации. |
* |
* |
3. |
Тема 3. Основы эволюции человека. |
* |
|
4. |
Тема 4. Эволюционные вычисления и генетические алгоритмы. |
* |
* |
5. |
Тема 5. Экспертные системы. |
* |
* |
6. |
Тема 6. Системы имитационного моделирования и системы ситуационного отображения информации. |
* |
|
7. |
Тема 7. Введение в теорию памяти. |
* |
|
8. |
Тема 8. Ассоциативная теория памяти. |
* |
|
9. |
Тема 9. Условно-рефлекторная теория и бихевиоризм. |
* |
|
10. |
Тема 10. Структура памяти. Дихотомия памяти по времени. |
* |
|
11. |
Тема 11. Емкость памяти. |
* |
* |
12. |
Тема 12. Признаки памяти. |
* |
|
13. |
Тема 13. Физиология памяти. |
* |
|
14. |
Тема 14. Нейронные сети и их применение в СИИ. |
* |
* |
15. |
Тема 15. Память как отражение системы языка и социально-трудовой деятельности человека. |
* |
|
16. |
Тема 16. Обобщенная структура памяти. |
* |
|
4.2 Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Введение в область ИИ.
Понятие интеллекта, область ИИ, определение ИИ, возражения против ИИ, основные направления, цели ИИ, история развития ИИ.
Тема 2. Восприятие и обработка информации.
Модели восприятия информации. Кибернетика, положительная и отрицательная обратная связь. Сенсорная система человека, Модели зрительного, слухового, тактильного, осязательного, обонятельного восприятия.
Тема 3. Основы эволюции человека.
Понятие эволюции. Возникновение жизни, психики. Индивидуально-изменчивое поведение, возникновение рефлексов, интеллектуальное поведение. Формирование и отделение человека от природы, от животного мира. Отличие животного от человека. Интеллект как исключительный атрибут человека.
Тема 4. Эволюционные вычисления и генетические алгоритмы.
Теория эволюции Дарвина и ее применение в СИИ. Эволюционные исчисления. Сравнение ЭИ и ГА. Генетические алгоритмы. Примеры решения задач. Понятия хромосомы, операторов мутации, скрещивания, размножения, редукции. Критерий отбора, поколение, элитизм, наследование генов.
Тема 5. Экспертные системы.
Определение экспертной системы. Структура ЭС. Подходы к созданию ЭС. База знаний, правила вывода, машина вывода. Модели представлений знаний. Продукционные модели (Логика высказываний и байесовская логика), фреймовые модели (Фреймы Минского, сценарии, ленемы). Современные ЭС, перспективы развития. Экспертные системы реального времени.
Тема 6. Системы имитационного моделирования
и системы ситуационного отображения информации.
Моделирование. Отличие имитационного моделирования (simulate) от моделирования (modeling). Классификация СИМ. Дискретные, непрерывные, событийно-ориентированные, процессно-ориентированные системы. Сети Петри. Системы ситуационного отображения информации. Ситуационный центр, классификация ССОИ, структура ССОИ, назначение и перспективы развития.
Тема 7. Введение в теорию памяти.
Роль памяти при проектировании ИИ. Понятие памяти. История развития подходов к вопросу памяти. Идеалистические и дуалистические теории памяти. Ранние ассоцианистические взгляды. Метафоры памяти. Изучение структуры памяти и влияние метафор.
Тема 8. Ассоциативная теория памяти.
Ассоциативная память. Различные понимания ассоциации. Технический подход. Голографическая ассоциативная память. Лингвистический подход. Ассоциативные поля. Ассоциация в объектно-ориентированных языках и СУБД.
Тема 9. Условно-рефлекторная теория и бихевиоризм.
Условно-рефлекторная теория Павлова. Бихевиористический подход к проблемам памяти. Теория социальная памяти. Блочная и уровневая теории памяти в когнитивной психологии.
Тема 10. Структура памяти. Дихотомия памяти по времени.
Сенсорная, кратковременная и долговременная память. Понятие справочной, семантической, моторной памяти. Разделение памяти в уровневой модели памяти.
Тема 11. Емкость памяти.
Объем сенсорной, кратковременной и долговременной памяти. Единицы измерения информации. Теория информации Шеннона. Максимальная пропускная способность органов восприятия. Неограниченность долговременной памяти.
Тема 12. Признаки памяти.
Признаки памяти. Произвольное и непроизвольное запоминание, забывание намерений. Амнезия и гипермнезия, итерации, типы и виды памяти. Особенности забывания и воспроизведения. Интерференция информации.
Тема 13. Физиология памяти.
Физиология памяти. Нейрофизиологическая организация мозга человека. Функциональная зависимость отделов нервной системы. Химическая и нейрофизиологическая теории памяти. Долговременная потенциациия (ДВП). Волны памяти. Патология памяти. Раздвоение памяти.
Тема 14. Нейронные сети и их применение в СИИ.
Нейронные сети и их применение в СИИ. Математические модели нейронов, персептронов. Одноуровневые и многоуровневые обучающиеся нейронные сети. Весовые функции и синапсы нейронов. Перспективы развития.
Тема 15. Память как отражение системы языка и
социально-трудовой деятельности человека.
Логическая структура памяти. Память как отражение системы языка и социально-трудовой деятельности человека. “Лингвистический” подход. Организация памяти на основе грамматики естественного языка. Семантическая организация памяти.
Тема 16. Обобщенная структура памяти.
Обобщенная структура памяти. Классификация свойств и механизмов памяти. Перспективы развития устройств памяти и механизмов работы с ними.
Занятие 1. Изучение возможностей и ограничений естественно-языковых систем. Приобретение навыков работы с системами переводчиками (Stylus, Socrat).
Занятие 2. Приобретение навыков работы с поисковыми системами.
Занятие 3. Изучение возможностей среды программирования Delphi 5 по созданию диалоговых компонент.
Занятие 4. Разработка диалоговой системы в среде Delphi.
Занятие 5. Изучение возможностей среды программирования Delphi 5 по созданию генетических алгоритмов.
Занятие 6. Решение задачи кратчайшего маршрута и коммивояжера с помощью генетических алгоритмов в среде Delphi.
Занятие 7. Решение задачи кратчайшего маршрута и коммивояжера с помощью генетических алгоритмов в среде Delphi.
Занятие 8. Рейтинговый контроль знаний.
Занятие 9. Изучение возможностей среды программирования Delphi 5 по созданию экспертных систем.
Занятие 10. Создание базы знаний экспертной системы.
Занятие 11. Разработка машины вывода экспертной системы в среде Delphi.
Занятие 12. Разработка интерфейса экспертной системы в среде Delphi.
Занятие 13. Изучение возможностей среды программирования Delphi 5 по созданию нейронных сетей.
Занятие 14. Разработка нейронной сети в среде Delphi.
Занятие 15. Подготовка и сдача отчетов по лабораторным работам.
6.1. Рекомендуемая литература
Введение в ИИ
1. Е. Хант. Искусственный интеллект.
2. Нильсон Н. Принципы искусственного интеллекта. — М.: Радио и связь, 1985. - 376 с., ил
3. Лорьер Ж.-Л. Системы искусственного М.: Мир, 1991-568 с., ил.
4. Т.В.Корнилова, О.К.Тихомиров Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером
Моделирование
5. Марков А.А. Моделирование информационно-вычислительных процессов, М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана,1999. – 360 с., ил.
6. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем. – М.: Высш. Шк., 1995. – 320 с.: ил.
7. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем. Практикум. – М.: Высш. Шк., 1999. – 224 с.: ил.
Экспертные системы
8. Герман О.В. Введение в теорию экспертных систем и обработку знаний, Мн.: ДизайнПРО, 1995. – 255 с.
9. Хейес-Рот Ф., Уотерман Д., Ленат Д. Построение экспертных систем, М.: Мир, 1987. – 450 с.
10. Уотерман Д. Руководство по экспертным системам, М.: Мир, 1989. – 388 с.
11. Нейлор К. Как построить свою экспертную систему, М.: Энергоатомиздат, 1991. – 286 с.
12. Хейес-Рот Ф., Уотерман Д., Ленат Д. Построение экспертных систем, М.: Мир, 1987. – 450 с.
13. Формальная логика, учебник, С-П.: Издательство Ленинградского педагогического университета, 1977. – 360 с.
14. Трахтенгерц Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений, М.: Синтег, 1998. – 376 с.
Память
15. Лурия. Лекции по общей психологии
16. Лурия. Маленькая книга о большой памяти
17. T.Кохонен Ассоциативная память
18. Лук. Кибернетика и память
19. Психология памяти — М.: ЧеРо, 2000.— 816 с., ил.
20. С.Роуз. Устройство памяти.
21. В.В.Веденов. Моделирование элементов мышления
22. Линдсей П., Норман Д.. Переработка информации у человека. М.,1974.
23. Р. Клацки. Память человека. Структуры и процессы. (М., 1978).
24. Р. Солсо. Когнитивная психология. М., 1995.
6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины
Программные пакеты: MS Word 97, Stylus (Socrat), Photoshop 5.0, Delphi 5, Internet Explorer (Netscape Navigator).
Дисплейный класс, компьютеры IBM PC, лазерный принтер.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 220200.
Программу составил: ассистент Филиппович А.Ю.
Программа одобрена на заседании УМО по образованию в области полиграфии и книжного дела
__________________________________________________________
Председатель УМО
по образованию в области полиграфии
и книжного дела Цыганенко А.М.