|
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ И ПРАВИЛА
РАСЧЕТА ОЦЕНОК ПО КУРСУ "АРХИТЕКТУРА АСОИУ"
Правила расчета оценок
Вопросы к экзамену разделены на три уровня сложности. Примерное соотношение знание разделов каждого модуля и максимальной оценки приведено ниже в таблице. Помимо теоретических вопросов на экзамене необходимо будет решить практические задания (на ТПР и описание бизнес–процесса).
Оценка |
Модуль |
Темы, разделы |
Удовлетворительно |
1, 2 |
все |
|
3, 4 |
1 |
|
5 |
1, 3 |
|
6 |
1-2 |
|
7, 8 |
1 |
Хорошо |
1,2 |
все |
|
3 |
1-4 |
|
4 |
1-2 |
|
5 |
1-3 |
|
6 |
1-4 |
|
7 |
1-3 |
|
8 |
1-5 |
Отлично |
1-8 |
все |
Модуль 1. Основные понятия и термины АСОИУ.
- Определение системы. Свойства системы: итерационность, ограниченность, эмерджентность и целостность, модельность, единство цели.
Определение информации по Шеннону и Амосову. Формы выражения и представления информации. Информационные технологии. Обработка информации и управление.
Автоматизированная система. АСУ, САПР, АСНИ, АСУТП, АСУП, ИАС. Отличие АСУ от САУ. Функциональная и обеспечивающая часть АС. Вида обеспечения АС: организационное, правовое, методическое, техническое, математическое, программное, информационное, лингвистическое, эргономическое. КСА, АРМ и персонал АС. Компонент АС, программно-технический комплекс, комплектующее и программные изделия, информационное средство и изделие, информационная база.
Функциональная часть АС. Способы формирования функциональных подсистем: по функциям, фазам, объектам управления, бизнес–процессам. Сравнение достоинств и недостатков.
Основные принципы построения АСУ: принцип системного подхода, принцип новых задач, принцип первого руководителя, перманентности (непрерывного развития системы), принцип разумной типизации проекта, принцип автоматизации документооборота, принцип единой базы, принцип однократности ввода и многократности использования информации, принцип комплексности задач и рабочих программ, принцип согласованности пропускных способностей различных элементов системы.
Архитектура АСОИУ. Архитектура как каркас и совокупность принципов построения АС. Архитектура как искусство проектирования и создания ИС и АС.
Жизненный цикл ИС. Модели ЖЦ: Каскадная (водопадная), с промежуточным контролем, спиральная.
- Стандарты в области ИТ. Назначение стандартов и область применения. Правила использования стандартов. Стандарты "де-факто" и "де-юре". Корпоративные стандарты. Классификация стандартов. Стандарты на организацию ЖЦ. Модели разработки. Российские стандарты на ИТ.
Модуль 2. Современные АСУП.
- АИС документального и фактографического типа. Возникновение БД и информационно-поисковых систем. Автоматизация предприятий. Уровни управления предприятием по временному промежутку. Современная тенденция сокращения времени производственного цикла. Финансово-управленческие и производственные системы.
Системы промышленной автоматизации (САПР). Хронология развития. 2D и 3D системы, полная цифровая модель изделия, единое информационное пространство. CAD, CAE, CAM, CAPP, PLM и PDM системы. Схема функционирования PDM-системы и ее взаимосвязь с другими АС. MES, EAM и HRM системы.
Организационные (Финансово-управленческие) системы. Классификация по степени интеграции, сложности внедрения, функциональной полноте и стоимости. Примеры систем. MPS, MRP, CRP, FRP, MRP II, ERP, CSRP, SCM, CRM, ERP II. системы. Недостатки "лоскутной" автоматизации.
Интеграция приложений. Переход к парадигме экосистемы бизнес–приложений. Отечественные аналоги — ОАСУ, ГАС. Подходы к интеграции: EAI (A2A), B2B, BPM - системы. Причины перехода к BPM-системам. Системы документооборота и потока работ (Docflow, Workflow). Недостатки жесткой унификации ERP систем. Язык описания бизнес–процессов и взаимодействия бизнес–приложений. BPEL, BPML, BPMN.
- Распределенные технологии. Сервисно–ориентированная архитектура SOA и ее компоненты: ESB, BAM, AST. Событийно–ориентированная архитектура EDA. Теория обработки сложных событий.
Модуль 3. Комплексы стандартов 19 и 34-ой серии на АС.
- Перечень основных ГОСТ на АС. Назначение и общие положения.
ГОСТ 34.601-90 "Автоматизированные системы. Стадии создания". Назначение, общие положения, стадии и этапы создания АС: Формирование требований, разработка концепции, техническое здание, эскизный проект, технический проект, рабочий проект (рабочая документация), ввод в действие (опытная эксплуатация, сопровождение. Общее содержание работ этапов создания АС. Перечень организаций, участвующих в работах по созданию АС.
ГОСТ 34.602-89 Общие положения, состав, содержание и правила оформления документа "Техническое задание на создание АС". Общие положения, состав и содержание, правила оформления.
Назначение, область распространения, состав, классификация и обозначение стандартов ЕСПД. ГОСТы 19.001, 19.004, 19.102 (+сравнение с ГОСТ 34.601), 19.103, 19.105, 19.201 (+сравнение с ГОСТ 34.602), 19.603 (только общие требования). Знание назначения и отличий документов, определяемых стандартами 19.202, 19.301, 19.401, 19.402, 19.404, 19.502, 19.503, 19.504, 19.505.
ГОСТ 34.201-89 Виды, комплектность и обозначение документов при создании АС. Проектно-сметная и рабочая документация на АС. Комплектность документации. Общие сведения о видах и наименованиях документов.
- РД 50-34.698-90 АС. Требования к содержанию документов. Соответствие документов и их содержания типовым моделям ARIS.
Модуль 4. Комплекс стандартов ГОСТ Р ИСО'МЭК на разработку программного обеспечения.
- Перечень основных ГОСТ Р ИСО'МЭК на разработку программного обеспечения, их назначение и область применения.
- ГОСТ Р ИСО'МЭК 12207-99 - ИТ. Процессы жизненного цикла программных средств. Структура стандарта. Процессный подход. Участники процессов. Основные, вспомогательные и организационные группы процессов, состав работ и примерное содержание задач. Процессы с ключевых точек зрения (приложение C).
- ГОСТ Р ИСО 9127-94. Системы обработки информации. Документация пользователя и информация на упаковке для потребительских программных пакетов. Сравнение с ЕСПД.
- Сравнение ГОСТ Р ИСО'МЭК 12207, Rational Unified Process, ГОСТ 34 и 19 серий.
Модуль 5. ARIS — Архитектура методов разработки и моделирования ИС.
- ARIS — Ракурсы (View) ИС: организационный, управленческий (control), функциональный, информационный (data) и ресурсный. Трехфазная модель ЖЦ. Взаимосвязь с внешними фазами ЖЦ. Назначение и содержание 12 архитектурных блоков. Критерии выбора конкретного метода описания. Понятие реинжиниринга.
Функциональный ракурс. Понятие функции и элементарной функции. Дерево функций. Объектно-ориентированный, процессно-ориентированный и операционно-ориентированный подходы к составлению дерева функций. Y-диаграмма, Диаграмма целей. Диаграммы уровня спецификации требований и описания реализации.
Организационный ракурс. Организационные диаграммы. Диаграммы распорядка дня. Управленческий/процессный ракурс. Диаграмма EPC. Событийно-ориентированный подход к описанию бизнес–процессов. Правила ветвления бизнес–процессов.
- Диаграммы ARIS для составления BSC.
Модуль 6. Основы теории принятия решений.
- Человек в контуре организационного управления. Понятие "человеческого фактора" в работе и управлении АС. Проблема принятия решений. Основные черты ситуаций, в которых требуется принятие решений.
Виды решений: формальные и творческие. Процесс принятия решения. Классификация задач принятия решений. Непараметрические, однокритериальные и многокритериальные ЗПР. Принятие решений в условиях определенности, риска и неопределенности. Общая постановка однокритериальной детерминированной ЗПР.
Проблемы большого количество критериев для принятия решений. Интегральные критерии, ключевые показатели эффективности (KPI) и правила их построения.
BSC - Система сбалансированных показателей. Четыре основных аспекта (ракурса) ССП и взаимосвязь между ними. Оптимальное количество целевых показателей ССП по Каплану&Нортону и по Шнейдерману. Причины введения дополнительных аспектов. Аспект "поддержки" для некоммерческих организаций.
Балансировка карты показателей. Установка каузальных связей между целевыми показателями и критическими факторами. Логическая балансировка. Локальная оптимизация. Корректировка ССП на во время эксплуатации.
- Определение зависимостей стратегических целей от ключевых показателей эффективности. Каскадирование и Иерархичность BSC. Ограничения BSC, трудность определения значений показателей ракурсов. Особенности Российской действительности и исторического наследия.
Модуль 7. Введение в стандарты ITIL.
- Назначение и область применения ITIL. Структура стандарта и назначение основных книг. ИТ–сервисы и бизнес–процессы. Соглашение об уровне предоставления сервиса (SLA). Пример управления сервисами.
- Книга Service Delivery (Предоставление сервиса). Цели, метрики и деятельности процессов: Service Level Management (Управление уровнем сервиса), Capacity Management (Управление емкостями, возможностями), Continuity Management (Управление непрерывностью, рисками), Cost Management (Управление затратами), Availability Management (Управление доступностью).
Книга Service Support (Поддержка сервиса). Цели, метрики и деятельности процессов: Service Desk (Доска сервисов), Incident Management (Управление инцидентами), Problem Management (Управление проблемами), Configuration Management (Управление конфигурациями), Software Control & Distribution (Распространение и управление программным обеспечением), Change Management (Управление изменениями), Release Management (Управление релизами, версиями).
- Назначение и структура книг Business Perspective (Перспектива бизнеса), ICT Infrastructure Management (Управление инфраструктурой ИКТ), Application Management (Управление приложениями).
Модуль 8. Введение в стандарт CobiT.
- Назначение и область применения CobiT. Контрольные объекты, информация и ИТ в трактовке CobiT. Структура стандарта и назначение основных книг. Процессный подход к управлению. ИТ ресурсы и информационные критерии.
Модель ЖЦ CobiT. Процессы, входящие в домены: планирование и организация, проектирование и внедрение, эксплуатация и сопровождение, мониторинг.
- Принципы управления. Основные вопросы, решаемые CobiT на стратегическом и тактическом уровнях. Модели зрелости процессов. Шкала моделей зрелости и 6 уровней CobiT.
- Соотношение бизнес целей и ИТ. Критические факторы успеха, Ключевые индикаторы целей и результатов. Взаимосвязь Ключевых показателей эффективности, BSC и инструментов CobiT.
Принципы аудита. Аудит ИТ как обратная связь контура управления. Внешний аудит. Этический кодекс аудитора. Структура принципов аудита, Разделение на уровни.
- Взаимосвязь CobiT и других стандартов (ITIL, RUP, ГОСТы 34, 19 и ИСО'МЭК, 9000 серий и др.).
|