CLAIM – научно-образовательный кластер

Рецензия на книгу «Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура

и стратегия. "Инь" и "янь" информационных технологий»

 

Недавно мне в руки попалась замечательная книга «Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия. "Инь" и "янь" информационных технологий». Я с большим интересом ее прочитал и рекомендую всем, кто прослушал мой курс «Архитектура АСОИУ», ее внимательно изучить или хотя бы ознакомиться.

Книга имеет множество достоинств, но несмотря на это, мне хочется остановиться на некоторых, скажем так, особенностях этого издания и, в первую очередь, с точки зрения прочитанного мной в 2005 году на кафедре ИУ5 МГТУ им. Н.Э.Баумана курса «Архитектура АСОИУ».

В введении авторы отмечают, что важнейшей предпосылкой написания книги явилось желание разобраться и систематизировать то многообразие информации о стратегии и архитектуре ИТ, которое существует на сегодняшний день. Очень похожее желание я испытывал, готовя курс лекций, однако цели, аудитория и другие ориентиры довольно сильно отличались:

  1. Упомянутая книга предназначена преимущественно для CIO – руководителей ИТ-подразделений крупных предприятий или госучреждений, имеющих как правило достаточно высокий технический уровень, который студенты нашей кафедры достигают только к 4-6 курсу.
  2. Аргументация многих моментов книги подразумевает наличие реального опыта автоматизации и понимания возникающих на практике проблем между бизнес-процессами предприятия и задачами информатизации. Нехватка знаний и опыта у студентов может привести к непониманию многих важных моментов, неправильному толкованию и неспособности выявить субъективные и противоречивые рассуждения авторов.
  3. Книга не является учебником, поэтому не подразумевает наличия в ней соответствующей специфики:
    • постепенного перехода изложения от простых вещей к более сложным;
    • объяснения причин, побудивших к развитию новых технологий и подходов;
    • ориентации на закрепление знаний и т.д.

В целом это издание можно отнести к жанру аналитических обзоров, составленных через призму накопленного авторами опыта. Обозначив общий фон, перейдем к рассмотрению конкретных особенностей книги:

 

1. Терминология. В современных публикациях стараются избегать отечественной терминологии и часто заменяют «старые» АСОИУ (Автоматизированные системы обработки информации и у правления), АСУП (Автоматизированные системы управления предприятием), ГАС (Государственные автоматизированные системы) на «современные» ИС (Информационные системы), КИС (Корпоративные ИС), СЭП (Системы электронного правительства). Несмотря на почти полную эквивалентность содержания понятий, с новыми словами невольно было утрачено окружающее их семантическое пространство (смысловое поле).

Например, АСУ подразумевает (как мы помним из курса J ) персонал, КСА (комплекс средств автоматизации) и разные виды обеспечения (аппаратное, программное, информационное, математическое, лингвистическое и т.д.). Вместе с тем КИС ( ERP, MRP, CRM и др.) обычно трактуются как набор финансовых ( FI), кадровых ( HR), логистических ( MM) и прочих программных модулей. Это привело, на мой взгляд, к необходимости введения новых понятий и обозначений таких, как техническая (аппаратная, технологическая) и программная архитектуры (вместе их часто называют ИТ-инфраструктурой), информационная архитектура и т.д., которые близки по своему содержанию к архитектуре соответствующих видов обеспечения АС.

Вся совокупность сущностей (артефактов), связанных с функционированием ИС, часто называется ИТ-системой. Таким образом, не вдаваясь в нюансы, можно утверждать, что:

  • АС (АСУ, АСОИУ) = ИТ-система;
  • АСУП >= ИТ-система предприятия
  • КСА >= ИС, КИС
  • Обеспечение АС >= ИТ-инфраструктура + методологии + модели +…

 

2. Архитектура ИТ vs. АСОИУ. Исходя из вышеописанного, можно принять, что Архитектура ИТ и Архитектура АСОИУ примерно одно и то же, за исключением одного важного аспекта, которому в книге уделяется недостаточное внимание. Он относится к главному назначению АСУ — повышению эффективности управления.

Справедливости ради, стоит отметить, что такое отношение к важнейшему постулату отечественной школы автоматизированного управления свойственно большей части современных подходов к информатизации. Однако в последнее время ситуация начала меняться — все больше внимание стало уделяться системам класса BPM ( Business performance management), BAM ( Business activity management) и т.д. Кроме того, в области управления ИТ-инфраструктурой популярность приобретают практики ITIL и COBIT.

В книге вопросы управления тем не менее представлены, но размыты по отдельным главам:

присутствует одноименная глава, в которой кратко рассматриваются современные тенденции ( ITIL, COBIT и др.);

вопросы управления всплывают в главах посвященных стратегии ИТ, т.к. планирование является важнейшей составляющей процесса управления;

естественно, вопрос управления поднимается в главе, посвященной электронному правительству.

 

3. Стратегия ИТ. Понятие ИТ-стратегии часто используется на западе и имеет различную трактовку, а в отечестве это понятие еще более расплывчатое, чем архитектура ИТ. Лично мне кажется, что авторам не хватило моральных или физических сил также детально изучить эту «силу», перелопатив «архитектурную гору», поэтому этот аспект освящен довольно узко и преимущественно субъективно.

Понятие стратегии очень многогранно и существует множество вариантов ее существования…

 

4. Ориентация на Microsoft. Одним из ключевых ограничений книги является практически полное игнорирование лучших практик в области построения архитектур предприятий, которые на рынке представляют SAP, Oracle и другие крупные игроки. В стороне осталось рассмотрение самой популярной методологии описания архитектуры ИТ ARIS ( ARchitecture of Information Systems), которая (как мы помним из курса) включает четыре архитектурных аспекта и три уровня детализации, что практически полностью совпадает с видением автором и структурой изложения материала. Среда моделирования Casewise, реализующая в полной мере модель Захмана, которой также уделяется большое внимание, нашей почему-то стране не знакома. Между тем, эти продукты активно используются при построении на их базе решений SAP и Oracle. Справедливости ради стоит отметить, что в прицел не попали и продукты Майкрософт Axapta ( Navision).

 

5. Электронное правительство. В рамках курса мы не рассматривали подробно вопросы об автоматизации органов государственного управления, однако мы говорили о системах класса ОАСУ (Отраслевых АСУ) и ГАС (Государственных АС). Так же, как и в случае с архитектурой предприятия в книге основной упор делается не на автоматизации функций управления, а на других функциях (в основном, на взаимодействии с внешними пользователями). Интересно, что при этом отмечается важность именно задач управления ( governance) в противовес оперированию ( management), но, к сожалению, дальше обеспечивающих и коммуникационных функций правительства рассмотрение не заходит. А ведь для правительства управление является еще более важной задачей, хотя, может, мои взгляды и устарели. J

 

6. Интеграционная архитектура. На сегодня создание монолитных систем и архитектур выглядит малоперспективным, поэтому на передний план выходят вопросы интеграции и гибкости. В книге уделяется немного внимания сервисным подходам и кратко рассматривается SOA (сервисно-ориентированная архитектура), однако более подробное рассмотрение аспектов интеграции не представлено.

 

В заключении хочется отметить, что, несмотря на указанные особенности и недостатки, книга представляет большой интерес, содержит массу полезных материалов, ссылок на открытые источники и т.д. На сегодня это, пожалуй, лучшая книга по этому вопросу. Всем рекомендую.

 

 

 © НОК CLAIM. Замечания, вопросы и сведения об ошибках просим сообщать в форуме или присылать администратору сайта.

Находится в каталоге Апорт OZON.ru Rambler's Top100