статьи и тезисы
 

Дизайн обложек книг серии
«Компьютерная лингвистика»

Содержание

Введение

Сначала – идея

Композиция

Художественные образы

В мире красок – цветовое решение

Выбор шрифта – трудный выбор

Разработка логотипа

Верстка – особое искусство

Заключение

Литература

Введение

В настоящее время на прилавках книжных магазинах все больше и больше появляется новых книг. Современные технологии позволяют создавать очень красивые полноцветные печатные издания. Поэтому в условиях постоянной конкуренции большое значение приобретает оформление книг. Именно оформлению книг посвящена данная статья. В ней рассматриваются вопросы, связанные с дизайном обложек на примере книг серии КЛ. Ключевыми моментами дизайна являются: идейное решение, композиция, разработка художественных образов и используемые для этого методы, цветовое и шрифтовое решения, а также разработка логотипа и верстка.

Сначала – идея

Одно из самых трудных аспектов разработки обложки, да и вообще чего бы то ни было, это придумать основную идею. Идеи обычно не приходят просто так, невзначай. Они порой, кажется, возникают из ниоткуда, но это не так. Идея – результат упорной работы мозга, который, может даже годами, собирал информацию, обрабатывал ее, искал пути применения. Именно поэтому бывает трудно придумать идею, приступая к разработке дизайна той или иной продукции. Бывают случаи, когда идея приходит к вам почти сразу, но в 90% случаях это идея, которая уже давно пыталась воплотиться в жизнь, но все как-то не было подходящего случая. Так что найти идею – это первейшая задача дизайнера. Но где же ее искать? В первую очередь необходимо обратиться к объекту, который вам необходимо оформить, в нашем случае это книга.

В серию КЛ входит несколько книг (рис. 3). Фактически их можно разделить на две группы. Первая группа книг посвящена исследованиям языка в области информационных технологий, вторая – истории языка. Из уже вышедших книг «Электронный Указатель Источников» [Указатель, 2002] относится ко второй группе, остальные – «Метафоры Информационных Технологий» [Метафоры, 2002], «Ассоциации Информационных Технологий» [Ассоциации, 2002] и «Семантика Информационных Технологий» [Семантика, 2002] – к первой.

Обобщая можно сказать, что первая группа книг подчинена одной идее. К примеру, книга [Метафоры, 2002] посвящена исследованию метафор в области информатики, одним из результатов которого является словарь метафор. В контексте этого исследования идея метафоры приобретает другой непривычный смысл, перенося черты человека на машину (компьютер). В чем-то схожее исследование описано в Ассоциациях ИТ, только качестве инструмента изучения используется не метафора, а ассоциация. Таким образом, в контексте этих книг интересной является идея соединения столь противоположных понятий, как человек и компьютер. Поэтому именно она легла в основу разработки.

Композиция

Наверное, смотря на известное произведение живописи, не раз посещала мысль о гениальности автора. В чем же кроется секрет гармонии? Может дело отнюдь не в чувстве гармонии автора, а в соответствии законам пропорции, перспективы, динамики и ритма. Строгостью при создании композиций отличались древние художники греки, римляне, художники эпохи возрождения и даже некоторые современные. Но чаще всего при создании обложек для книг художник полагается на свое чувство гармонии. “Все это он делает интуитивно, на глаз. В редких случаях художник прибегает к каким-либо геометрическим композиционным схемам или приемам пропорциональных построений.” [Водчиц, 1997. С. 154].

В этом отношении и разработка композиции для обложек серии КЛ не была исключением из правил и была построена на основе чувства гармонии автора. Основополагающим принципом композиции обложки является принцип асимметрии (рис. 3). Вертикальная черта делит лист на две части в отношении 56:89@0,629. Интересно, что это почти соответствует пропорции золотого сечения 5:8. Таким образом, основной акцент перенесен на правую (большую) часть листа, где и располагаются основные изобразительные элементы композиции – надписи с названием книги, серии и так называемая иконка. Наибольшую смысловую нагрузку несет именно иконка, поэтому это самый крупный элемент композиции, который сразу привлекает внимание. Размер иконки составляет 6580 (6588 - [Указатель, 2002] ) мм, это примерно соответствует пропорциям размера обложки 145200.

65/80=0,813

65/88=0,738

145/200=0,725

Различные размеры иконок у [Метафоры, 2002] и [Указатель, 2002] связаны с пропорциями изображений внутри иконки. Внутри иконки [Метафоры, 2002] изображен мозг человека, где соотношение его ширины к длине составляет 6045 мм. Поэтому поместить его в прямоугольник, где ширина будет в 1,083 раза больше, а длина почти в 2 раза не представляется возможным. Что касается [Указатель, 2002], то в качестве иконки была взята репродукция, которая имеет вполне определенное соотношение пропорций.

Слева от линии на обложке расположены фамилии авторов книги. Расположенный в левом верхнем углу обложки этот элемент композиции как бы уравновешивает надпись названия книги, расположенную по диагонали и является противовесом иконки, которая расположена в правом нижнем углу. То есть фамилии авторов и иконка являются двумя центрами, которые уравновешивают композицию. «Равновесие асимметричной композиции складывается из равновесия главного и дополнительного центров – доминант, равновесия между оптическими плотностями масс и, из равновесия зрительных движений форм в правой и левой частях композиции.» [Водчиц, 1997. С. 154]. Благодаря надписи «Компьютерная лингвистика» в правом верхнем углу, размер книги визуально кажется более вытянутым, а основной зрительный центр, смещенный в правый нижний угол, поднимается выше. Таким образом, за счет пропорциональных и геометрических соотношений все элементы композиции складываются в единый художественный образ.

Художественные образы

Сочетая в себе композиционную и идейную составляющие, художественный образ обложки несет в себе определенный смысл. Подобно тому, как части, соединяясь, образуют целое, весь художественный образ обложки объединяет в себе отдельные композиционные элементы. Как упоминалось ранее, самым ярким пятном композиции является иконка. Именно она, представляя собой отдельный художественный образ, наиболее точно передает основную идею – идею человека-машины (рис. 1). Так, к примеру, на обложке книги [Метафоры, 2002] изображен мозг человека с встроенными в него компьютерными платами. Основу человеческого организма представляет мозг. Основу работы компьютера – платы. Но здесь идея “очеловеченной машины” трансформируется в обратную, и как будто, вскрывая кору головного мозга, мы обнаруживаем ее компьютерную суть. Схожий художественный образ представлен на обложке [Семантика, 2002]. Здесь тоже изображен мозг человека. Но тут уже четкое разграничение между двумя половинками головного мозга, где одна половина отождествляет человека, другая – машину. В [Ассоциации, 2002] в качестве образа человека выступает древнегреческая статуя Афродиты, которая превращается в робота (киборга). В качестве иконки для [Указатель, 2002] взята репродукция из книги [Козмография, 1878] .

Методы

Современные художественные редакторы в изобилии содержат различные методы обработки изображений. Для разработки обложек к книгам серии КЛ был использован Adobe Photoshop 5.0 [О’Куин, 1998].

Для описания используемых методов удобно рассмотреть одну из обложек книг. В качестве примера возьмем обложку [Ассоциации, 2002]. Весь технологический процесс создания обложки представлен на (рис. 2). На первом этапе (подготовка изображений) осуществлялся сбор информации, поиск, сканирование и коррекция изображений. На втором этапе была сформирована композиция всей обложки. Далее необходимо было сформировать художественный образ обложки из отдельных изображений. Этот процесс требовал соответствующей обработки ранее введенных изображений: изменения размера, цвета, насыщенности, контраста, применения различных фильтров – то есть использования методов корректировке изображения. Фактически работа на этом этапе базировалась на двух элементах композиции: иконке и фоне всей обложки. Основу фона иконки составило изображение монтажа печатной платы. Для формирования конечного фонового изображения были использованы следующие методы: сначала фильтр «Размытее по Гауссу» (Gaussian Blur), потом «Цветовой баланс» (Color Balance). Для получения изображения Афродиты на исходном изображении с помощью инструмента выделения «Лассо» (Lasso) была выделена половина лица. Далее с помощью методов: «Цветовой баланс» (Color Balance), «Яркость/контраст» (Brightness/Contrast) и инструментов тонирования половина лица Афродиты изменялась. Потом на половину лица был наложен рисунок монтажа печатной платы. Для этого слой с изображением печатной платы помещался выше слоя с изображением Афродиты, и в свойствах прозрачность (Opacity) первого указывалось 20%. Далее, объединив два слоя, необходимо было добиться нужной цветовой насыщенности и яркости, для этой цели использовались методы «Цветовой баланс» (Color Balance), «Яркость/контраст» (Brightness/Contrast). Для формирования фона обложки был использован такой же прием наложения двух слоев, как и в случае с Афродитой.

Обобщая используемые методы можно отметить, что на этапе формирования художественного образа обложки наиболее трудным является подбор нужных цветов. Что же касается используемых методов, то в этом вопросе выбор зависит не только от технологических особенностей метода, но и от привычек дизайнера. Цветовую коррекцию изображения можно выполнить с помощью изменения цветового баланса, или с помощью выборочной коррекции цвета (Selective Color) и при этом получить одинаковые результаты.

В мире красок – цветовое решение

КЛ – это издание с полноцветными обложками, поэтому каких-либо ограничений в выборе цветовой гаммы для него не существовало. В этом вопросе необходимо было соответствовать выбранной идее человека-машины. Для этого были выбраны схожие цвета, различные по тону: желтый и коричневый, голубой и темно-синий, сиреневый и фиолетовый, салатовый и темно-зеленый. Подобный прием использовался и в графической части. Надписи и линии выполнены в двух противоположных цветах – черным и белым.

Что касается используемой цветовой модели, то были использованы модели RGB и CMYK. При работе на компьютере использовалась RGB. Полученные Photoshop изображения с помощью ее стандартных средств были конвертированы в CMYK, т.к. эта цветовая модель используется для вывода на печать.

Выбор шрифта – трудный выбор

Для надписей книг КЛ использовались несколько гарнитур: AnnaCTT, AnnaLightCTT и Arial. Принципиально выбор этот обусловлен несколькими причинами. Во-первых, шрифт должен соответствовать стилю издания. Что обязывало не использовать старинные гарнитуры. Во-вторых, из-за расположения надписей на обложках и длины слов названия книг (Ассоциации Информационных технологий – слово «Информационных» очень длинное) невозможно было использовать «широкие» буквы. То есть шрифт должен быть узким для соблюдения размера и пропорций книги. Конечно, можно было растянуть какой-нибудь «широкий» шрифт по вертикали. Но в большинстве случаев такое искажение букв приводит к тому, что шрифт теряет свои художественные достоинства, графическое единство и удобочитаемость [Капелев, 1997; Волкова, 2002]. Дело в том, что при создании шрифта художник учитывает пропорции букв относительно толщины линий, взаимосвязи частей букв и т.д. Нарушая этот баланс, мы теряем пропорциональные качества шрифта. Поэтому этот вариант можно сразу исключить, если вы используете готовый шрифт, а не создаете свой оригинальный. Кроме перечисленных выше причин можно отметить, что было еще одно обстоятельство, связанное с особенностью графических редакторов. Дело в том, что Photoshop и Illustrator, которые использовались при создании обложек книг, поддерживают далеко не все шрифты. Думаю, что это является одной из слабых сторон этих программных продуктов. Поэтому этот факт необходимо учитывать при выборе шрифта.

Таким образом, из приемлемых вариантов оказалось 2 гарнитуры: AnnaLightCTT и AG_University. В качестве примера можно привести вариант написания в этих двух шрифтах:

Недостатком шрифта AG_University является то, что круглые буквы у него достаточно широкие, что не совсем подходит для нашей задачи, но он более классичен, нежели AnnaLightCTT. Не очень удачна буква «А» в AG_University, плохо читается. Шрифт AnnaLightCTT более авангарден, да и смотрится оригинальней. Хотя из-за этого некоторые буквы его «А», «Н», «Ы», «Е» тоже не очень удачны относительно их читабельности. Таким образом, проанализировав все недостатки и достоинства этих двух гарнитур выбор пал на AnnaLightCTT.

Как указывалось ранее, кроме шрифта AnnaLightCTT для разработки обложек использовались еще два шрифта. Гарнитура AnnaCTT отличается от AnnaLightCTT только толщиной линий. Что касается шрифта Arial то, он использовался в надписи на корешке книг. Использовать для этих целей узкий шрифт не представляется возможным, т.к. надпись в таком случае пропорционально не соответствует длине и ширине корешка. Необходим был «широкий шрифт». Поэтому для этих целей был выбран Arial.

Разработка логотипа

Не просто хорошим тоном издания, а необходимой частью его является логотип. Эта, как кажется, небольшая деталь имеет принципиальное значение. Она придает законченность любому продукту.

Существует несколько типов логотипов: знак, текст и знак-текст. Для серии КЛ первоначально был разработан логотип типа «знак». Но в основу его была положена аббревиатура «КЛ» – из двух первых букв названия серии «Компьютерная лингвистика». Это графический элемент, лишенный каких-то цветовых решений, поэтому для создания его использовались стандартные средства векторной графики Adobe Illustrator 8.0 [Тайц, 2001]. Одним из недостатков первоначальных вариантов логотипа является нечитабельность буквы «К», поэтому форма логотипа была изменена. И в результате получился логотип типа «текст» (рис.4). Из-за тонкости линий, некоторой «легкости» рисунка, простоты графического образа логотип теряется на листе. Поэтому чтобы акцентировать на нем внимание он был заключен в эллипс. С точки зрения композиции наибольшую смысловую нагрузку несут буквы «КЛ», эллипс ограничивает этот композиционный элемент, как бы выделяя его в окружающем пространстве и являясь повторением его частей.


Рисунок 4. Разработка логотипа

Верстка – особое искусство

Последним этапом разработки обложки является верстка. Для этой цели был использован Adobe Illustrator 8.0. На этом этапе необходимо было расположить все графические элементы (надписи, тексты, логотип) на уже сформированном изображении обложки. После того, как данная операция была осуществлена с одной из обложек, то с максимальным приближением необходимо было выполнить то же самое с другими обложками серии. Но порой вымереть точно все расстояния не представляется возможным. Это одна из главных трудностей процесса верстки. Изображение на экране и на бумаге выглядит по-разному. И естественно у каждого периферийного устройства есть свои технологические особенности, поэтому изображения напечатанное на принтере и выведенное полиграфическим способом могут разительно отличаться друг от друга. Это надо учитывать.

Заключение

В заключение хотелось бы добавить, что серия КЛ не закончена и в 2003 году готовятся к выпуску новые книги: «Путятина Минея» и «». Это книги из так называемой исторической части серии. Оформление их обложек в основе своей будет повторять оформление обложки книги [Указатель, 2002], где в качестве художественных образов выступают изображения барельефов, икон, памятников зодчества соответствующей исторической эпохи. 

Литература

Ассоциации, 2002 Филиппович Ю.Н. Черкасова Г.А. Дельфт Д. Ассоциации информационных технологий: эксперимент на русском и французском языках. С предисловием Н.В. Уфимцевой – М.: МГУП, 2002. – 304 с.
Водчиц, 1997 Водчиц С.С. Эстетика книжных пропорций: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1997 – 248 с.
Волкова, 2002 Волкова Л.А., Решетникова Е.Р. Технология обработки текстовой информации. Часть I. Основы технологии издательских наборных процессов.: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУП, 2002. 306 с.
Капелев, 1997 Капелев В.В. Основы технологии наборных процессов: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГАП “Мир книги”, 1997. – 288 с.
Козмография, 1878 Книга Глаголемая Козмография, сиречь описания сего света земель и государств великих. СПб.,1878-1881. (Изд. ОЛДП, №21, 57, 68), между 1655-1667 гг. сп. 1670 г.
Метафоры, 2002 Филиппович Ю.Н. Метафоры информационных технологий: рабочие материалы исследования. С предисловием Ю.Н. Караулова – М.: МГУП, 2002. – 288 с.
О’Куин, 1998 Д. О’Куин, М. Леклер Photoshop in a Nutshell: Пер. с англ. – К.: Издательская группа BHV, 1998. – 720 с.
Семантика, 2002 Филиппович Ю.Н. Прохоров А.В. Семантика информационных технологий: опыты словарно-тезаурусного описания. С предисловием А.И. Новикова – М.: МГУП, 2002. – 368 с.
Тайц, 2001 Тайц А.М., Тайц А.А. Adobe Illustrator 9: учебный курс. – СПб: Питер, 2001. – 640 с.
Указатель, 2002 Филиппович Ю.Н., Филиппович А.Ю. Электронный Указатель источников рукописной древнерусской Картотеки и Словаря русского языка XI-XVII вв. – М.: МГУП, 2002. – 423 с.

 

   

CLAIM - научно-образовательный кластер it-claim.ru
Все вопросы и комментарии вы можете отправлять по адресу: anna@it-claim.ru